А еще в этом фильме встретились две звезды советского экрана - Надежда Румянцева уже успела воспитать «Неподдающихся», а Николай Рыбников сыграл главные роли в популярнейших картинах - "Весна на Заречной улице", "Высота", "Девушка без адреса"... Казалось бы в новой ленте каждый из них не слишком далеко уходит от образов, созданных ранее. Но получилось нечто совершенно новое.
Для оживления "картинки" в кино и на телевидении используют рельсы и кран. Но чтобы так! Учитывая год создания фильма - 61-й, это был очень удачный прием для визитных кадров - тех, что должны в первые секунды приковать внимание зрителя и придать объем происходящему. С сюжетом поступили иначе - книжный объем сознательно уменьшали. Порой под давлением худсоветов и цензуры.
- Ты раньше где-нибудь работала? - Нет еще. - Ха! Едут тут всякие... Ни профессии, ни подушек.
Изначально, по книге, Тося Кислицына поработала в колхозе. А еще домработницей. Попрыгунья-стрекоза. Лето красное пропела - не училась ничему! Теперь вот в снега к лесорубам...
Нет! - сказали ответственные товарищи, наша героиня должна быть ответственной девушкой, профессию иметь и многое уметь.
Еще один персонаж повести, которому скорректировали судьбу, - Филя - владелец призовой шапки.
Филя из фильма, хотя и баламут, висит не на стене позора, а на доске почета.
- Две недели висел!
Если бы не сценарные правки сверху, быть бы ему тунеядцем и выпивохой. Кто-то скажет "отлакировали". Но с другой стороны, что добавила бы "темная правда жизни" в светлую атмосферу лирической комедии?
Точно так же и Наде Ерохиной не дали бросить стареющего Ксан Ксаныча. А ведь было снято! - вырезали. И Инна Макарова не пришла на премьеру фильма, потому что её героиня потеряла полноту образа. Но у нас - зрителей - осталась скромная надежда: а вдруг стерпится-слюбится? И пусть у прижимистого Ксан Ксаныча сохранится шанс обрести свое обывательское счастье.
И возможно, именно это изъятие "ложек дёгтя" сделало картину любимой несколькими поколениями зрителей.
Несколько слов о технике лесорубов. Нет, не про трактор дизельный трелевочный Алтайского завода. И даже не про бензопилу.
- Так и называется "Дружба" ? - Ага, так и называется.)
Сейчас о другом! В клубе - радиола "Эстония". В столовой - приемник "Дзинтарс". У самих девчат в общаге - "Рекорд". У ребят побогаче будет. У передовика Ковригина - дорогущий "Фестиваль" на тумбочке еле помещается. В Филиной бригаде целых два аппарата, хотя поскромнее. Маленький АРЗ-54. А тот, что побольше - не поверите "Филлипс". Правда модель 41-го года.
- Да чего вас там подслушивать, нужны вы больно!
Сегодня роскошь лесорубов многим кажется неправдоподобной. Однако! Тот же "Филлипс", понятно, пришел военными дорогами. Вот, кстати, его старший брат - аж 36 года рождения, скорее всего тоже трофейный. А вообще, те, кто попадал в советские годы на "севера", порой удивлялись: самой модной и современной радиотехники там было больше, чем в столицах. Высокие зарплаты, оторванность от большой земли... Иметь мощную радиолу - это особый шик дальних мест.
- Вы работаете в век кибернетики и атомной энергии, а людей кормите - в хижине!)
Вскоре в фильме появляется, как сказали бы сейчас, "модульная столовая". Впрочем, что-то мы меркантильны, как Ксан Ксаныч. Что делать, времена и нравы изменились, так и до чашек с ложками можно договориться, а фильм то о любви.
- Отойдите от кухни, а то у меня ложки пропадают! - Ложки?! - Трах!
Ложки в сторону. Гвозди бы делать из этих людей! Посмотрите на Тосю - этот ящичек - в две доски высотой - вмещает минимум полцентнера гвоздей. От такой девушки Ильюша точно не загуляет - как говорят в футболе, опасно!
- Асса! - Ты рыры-та-та-та-та!
И, наконец, пара слов о чувствах. Есть такое состояние человека, когда носы целоваться не мешают. Юному поколению фильм обязателен к просмотру - как наглядное пособие по большой и светлой любви.