На Курской АЭС-2 провели уникальную строительную операцию

На Курской АЭС-2 провели уникальную строительную операцию
По словам специалистов, проделанная операция уникальна. Каждый из четырех нижележащих ярусов монтировался отдельными лепестками и укрупнялся на монтажном горизонте в кольцо. Пятый ярус полностью собирали на земле. И только после этого его подняли на нужный уровень.

Евгений Шевченко, директор курского филиала ООО «Трест РосСЭМ»:

«Изготовлением занимались специалисты Треста РосСЭМ на базе производственной мощности нашего филиала. Монтажный элемент состоит из 10 армоблоков, которые изготовлены были в течение 2 месяцев. С середины июня. Сборкой занимались с августа по настоящий момент».

Подъем конструкции, общий вес которой 193 тонны, — настоящая операция. Чтобы кольцо 5-ого яруса установить, пришлось задействовать специальную технику. Гусеничный кран грузоподъемностью 1 350 тонн привезли в Курчатов с белорусской площадки.

Евгений Шевченко, директор курского филиала ООО «Трест РосСЭМ»:

«Для крана это не первая станция, как и для специалистов Трест РосСЭМ. Подъемом руководит начальник участка Барсуков Сергей Яковлевич, в его подчинении на операции 35 человек, они занимаются монтажом данного конструктива. Для наших специалистов сложностей никаких. Только максимальная концентрация, внимание и профессионализм. Впоследствии специалисты курского филиала «Трест РосСЭМ» приступят к армированию и монтажу. После выполнения монтажных работ, а также армирования будет передан под бетонирование. Данные работы запланированы на следующий год. По графику сооружения первого энергоблока планируется монтаж купольной части внутренней защитной оболочки».

Внутренняя защитная оболочка — один из самых важных элементов системы безопасности энергоблока. Она препятствует выходу в окружающую среду радиоактивных веществ в случае возникновения внештатной ситуации.

Еще до монтажа купольной части в реакторном здании 1-го энергоблока Курской АЭС-2 на штатное место специалисты установили восемь гидроемкостей системы пассивного залива активной зоны. Они относятся ко второй из трех ступеней пассивной части системы аварийного охлаждения.

Евгений Любахин, мастер строительно-монтажных работ АО «Энергоспецмонтаж»:

«8 емкостей по 94 тонны. После их монтажа приступим, как будет готова стройчасть в обстрое, к третьей ступени безопасности. Там тоже будет стоять 12 гидроемкостей. До монтажа гидроемкостей были произведены работы по укрупнительной сборке закладных деталей и далее монтаж в проектное положение. Произведены работы по строительной части: заливка закладных деталей, подливка. После сдачи разрешается монтаж гидроемкостей. Сейчас занимаемся монтажом. После монтажа и установки в проектное положение, у нас идет обтяжка и обварка. А далее, как пойдет монтаж трубопровода, непосредственно обвязка самой гидроемкости».

Все 8 гидроемкостей были установлены в течение 7 дней. Каждая гидроемкость системы пассивного залива активной зоны представляет собой сосуд высотой более 10 метров и объемом 120 кубометров.

Евгений Любахин, мастер строительно-монтажных работ АО «Энергоспецмонтаж»:

«Особенности монтажа… Люди здесь знающие, не первый год на стройке. Мы смонтировали весь первый участок».

Совместная последовательная работа трёх ступеней гидроемкостей обеспечивает охлаждение активной зоны реактора и гарантирует переход реакторной установки в безопасное состояние при любых комбинациях исходных событий, поясняют специалисты. Гидроемкости системы пассивного залива активной зоны – последнее из крупногабаритного оборудования реакторного здания, которое устанавливается «открытым» способом, то есть когда помещение полностью подготовлено, но для установки оборудования отсутствует верхнее перекрытие. Последующий монтаж оборудования в гермозону реакторного здания будет производиться через транспортный шлюз – специальный проем во внутренней защитной оболочке здания реактора.

Евгений Любахин, мастер строительно-монтажных работ предприятия АО «Энергоспецмонтаж»:

«Было много выполнено работ. Из последних ключевых — монтаж полярного крана. Далее последует монтаж корпуса реактора. Это май. Монтаж парогенераторов. Также временный рельсовый путь, чтобы транспортировать корпус реактора, парогенераторы в зону монтажа. Монтаж компенсатора давления, тоже очень трудоемкий, тяжелый процесс».

К слову, на стройку века выехал третий парогенератор для первого энергоблока. Напомним, для каждого энергоблока Курской АЭС-2 предназначено 4 парогенератора. Парогенераторы для станции замещения изготовлены в Волгодонске. С завода оборудование доставлено по воде в город Семилуки Воронежской области. Откуда на специальном автотранспорте осуществляется его транспортировка в Курчатов. Путь 250 километров по автодорогам, который можно преодолеть на машине за 4,5 часа, оборудование преодолевает больше недели.

Парогенератор — основное оборудование реакторной установки. Он относится к изделиям первого класса безопасности. Если заглянуть внутрь парогенератора, там расположены коллекторы для подвода и отвода горячего теплоносителя, к которым присоединены 11 тысяч теплообменных трубок. Их общая длина около 130 км, уложены они в 105 горизонтальных рядов.