В этот машинный зал Людмила Попова пришла в 89-м, после рождения ребенка. До декрета работала в женском коллективе. А сюда решилась пойти вслед за мужем - образование у обоих техническое. По сей день она не жалеет, что выбрала профессию, которую в последние годы стали считать исключительно мужской.
Людмила Попова, машинист-обходчик турбинного цеха Курской АЭС: «Я бы не хотела заниматься бумажной работой, мне нравится работать с механизмами».
Когда спрашивают насчет гордости, честно и коротко отвечает.
Людмила Попова, машинист-обходчик турбинного цеха Курской АЭС: «Ну, да, немного чувствую... А вообще, почему ещё мужская - у нас есть большие задвижки, которые нужно крутить самой. Но мужчины мне помогают».
Мало того, мужчины признаются, что при ней - единственной женщине в четвертой смене - они вынуждены вести себя корректнее - в словах, эмоциях и многом другом. Она сама пример для любого.
Дмитрий Антинников, начальник смены №4 турбинного цеха Курской АЭС: «Можно даже не подходить, не проверять - человек знает свое дело, всегда, что нужно, сделает. У нее, тем более, очень ответственный участок. Давайте подсчитаем - у нас насосов только 10-12 на ней - больших и маленьких. Потом теплообменники - это большие бочки, которые надо смотреть, не дай Бог, потечёт, а там внизу у нас тоже оборудование- недопустимо - ни протечек, ничего. То есть все время кружится, ходит, смотрит».
Людмила Попова, машинист-обходчик турбинного цеха Курской АЭС: «Разное отклонение параметров может быть. Чуть-чуть давление меньше или больше - это , соответственно, работа насосов. Мы же даем отопление на город - очень значимо. Если понизится давление, соответственно, температура воды там упадет, и в город пойдет другая вода».
Так устроена эта пара - станция и город: на АЭС есть промконтур, который подогревается паром турбины, именно эта энергия и идет на отопление Курчатова. Теплый период - традиционно пора ремонтов и проверок. А следующей зимой, проходя мимо курчатовских окон, Людмила Попова, в 32-ю зиму почувствует, что там в каждом семейном очаге есть часть её тепла.