В курской картинной галерее открылась выставка ковров

В курской картинной галерее открылась выставка ковров
Впервые на стенах курской картинной галереи не холсты, а... ковры. Доехавшие до нас из Дагестана. Смотрите сюжет.

Когда-то эти ковры были частью быта дагестанских семей. Их использовали для покрытия глиняного или каменного пола, утепления стен жилища, на них развешивали старинное оружие. В мусульманских домах мебели было очень мало, поэтому кроватью, диваном или креслом порой служили ковры. Этот атрибут сопровождал человека в течение всей жизни: от рождения - в качестве покрывала в люльке, и до смерти. Ткали изделия долгими зимними вечерами.

Ангелина Апалькова: Ткать ковры нелегко. На 1 кв. метр у мастерицы уходит месяц. Сначала подбирается узор, нити, потом готовится такая основа и дальше самое интересное - начинается процесс ковроткачества. Зайнаб, расскажите, с чего начинается ковер?
- Сначала ковер мы натягиваем на станок. Потом мы делим на две части. Чтобы двойной узел получился, ставят ремесленную разделительную палку.

Все начинается с узла. Он образуется из двух параллельных нитей: верхней и нижней. Между ними пропускается третья - цветная, которая в будущем дает рисунок. Зайнаб Джангутаева в искусстве ковроделия с 5 лет. Говорит, это умение передавалось в семье только женщинам. Ее мама работала на ковровой фабрике. Но и домашний станок никогда не стоял без дела.

Зайнаб Джангутаева: «Вот неделя не проходила, только закончим, мы говорим: «Мама, мы устали, дай нам отдохнуть, хоть месяц не натягивать». «Нет», - говорила. Нельзя».

По технике изготовления дагестанские ковры делят на 4 группы: безворсовые, кстати, самые популярные среди народов республики, ворсовые, войлочные, комбинированные. На стенах картинной галереи экспонаты, повидавшие десятки поколений. Спроса на такие ковры больше нет. И желающих отдать несколько лет своей жизни ради создания красивого изделия - тоже. Сегодня задача мастериц - сохранить искусство ковроделия.

Айшат Магомедова, заместитель директора дагестанского музея изобразительных искусств им. Гамзатовой: «При том, что это достаточно традиционный промысел, дагестанцы всегда улавливали влияние моды. Я видела ковер в частной коллекции, на нем был изображен российский герб, который повторялся 2 раза. Это был конец 19 века. С датировкой был ковер».

Килим, сумах, давагин, дум, супрадум, арбабаш, кийиз - все это названия ковров, которые веками создавались в Дагестане. Сегодня это уже история.

Подпишитесь на Телеграм-канал Вести Курск!
Подпишитесь на канал Вести Курск в Дзен!
Подпишитесь на Вести Курск в Новостях!
Подпишитесь на Вести Курск в Google Новостях!