Сегодня нашим героем стал писатель, руководитель Курского городского отделения Курского союза литераторов, член Союза писателей России Николай Дмитриевич Пахомов. Его творчество как прозаика и исследователя имеет несколько направлений. Одно из них связано с длительной работой в правоохранительных органах Курска, второе – погружение в глубокие пласты истории нашей страны и малой родины, также он занимается научными краеведческими изысканиями. За 18 лет творческой деятельности он создал более 140 произведений в разных жанрах.
Но оставим регалии и цифры. Лучше побеседуем с самим автором и окунемся в его произведения.
Николай Дмитриевич написал уже не один очерк о курских правоохранителях, занимающихся литературой.
- Я задался идеей. Разделил: прокурорские поэты и прозаики; госбезопасность – вы знаете, какой пласт литераторов в госбезопасности? Огромный! Есть и судебные писатели. Среди судей замечательный лирик Александр Золотарев. У него есть прекрасные стихотворения о малой Родине. Я считаю, это очень ценно. Мы же все пытаемся в большую страну влезть, а у нас есть малая родина, которую тоже надо показывать. И мы все в душе ее любим… И, конечно, среди прочих есть милицейские писатели. Сюда входят Ирина Аниканова, Олег Лузанов, Татьяна Страхова…
- В своем творчестве вы также уделяете большое внимание биографии курских писателей. С чем связан такой интерес к жизни прозаиков и поэтов нашего края?
- Наши писатели – люди очень скромные. Если вы начнете искать их корни, то вы не у многих родословную найдете. Может быть, у Евгения Носова найдете. И то не всегда. Знаете, когда я писал о нем книгу, я пытался найти деда Носова по отцовой линии. Сколько я его искал... Только в одной автобиографии напечатана на газетной бумаге небольшая информация о нем.
- Вы восстанавливаете историческую справедливость в отношении наших писателей?
- Да, вот хочется показать корни. Откуда наши люди произошли. У Корнеева, кстати, родственники в роду были дворяне. Но Корнеев защищал наше Отечество со всеми пролетарскими детьми. Кстати, мы сейчас сделали справочники в пяти книгах о курских писателях разных эпох и поколений.
- Вы - разножанровый писатель. Пишете и исторические очерки, и биографией писателей плотно занимаетесь. Также у вас есть детективный цикл. Вы же много лет проработали в милиции. Рассказы про расследования и преступления взяты из вашего личного милицейского опыта?
- Да, большинство, конечно, взято из жизни. Понятно, что где-то есть художественный вымысел. Особо любимые рассказы этого русла те, где есть примесь детективно-исторического и приключенческого жанра: «Следствием установлено», «Меч князя Буй-тура». В «Мече» переплетаются события XII века с нашей действительностью. Они позволяют довольно вольно держать повествование: где-то с юмором написать про наше время, про характеры современных людей, погрустить над личностями XII века. Кто-то изменял, предавал, а другие были верными до конца… Удивительные были жены у наших князей.
- А как вы узнали такие пикантные подробности жизни наших предков?
- По летописям. У нас других источников по большому счету больше нет. Также есть комментарии ученых с их видением исторических событий. Кстати, известно немного про личную жизнь одного из Великих князей. Он в Курске был удельным князем, а потом жизнь по-другому сложилась. Вот ему жена изменила, досталось, конечно, и тому, кто донес, и тому, кто «под бок» к супруге подкатил… Отвлекусь от темы личной жизни наших князей. Многие знаменитые историки, такие как Карамзин, Соловьев писали в основном о Великих князьях. А я заметил, что в этот же период курские князья тоже оставили свой след в истории. Четверо из них точно стали Великими Киевскими князьями. А про них нигде нет информации. И вот об этом я тоже написал, опираясь на летописи.
- Почему Вы решили рассказать в своем творчестве о работе в милиции? Я правильно понимаю, Вы сохранили реальные имена героев произведений?
- Да, Вы знаете, я хотел оставить память о своих коллегах. Многие из них «сгорели» буквально у меня на глазах. Я и на пенсию ушел, потому что понял, что сердце уже не выдерживает. Многим кажется, что сидит вот правоохранитель в своем кабинете, бумажки перекладывает. А мы каждое дело через себя пропускаем. Это же человеческие судьбы! Некоторые из нас даже из-за своего рабочего стола больше не встали. Умерли прямо на службе. Поэтому хотелось, чтобы об их делах и об их личностях помнили и знали, что были вот такие хорошие люди.
- Вы знаете, что про Вас есть страница в Википедии?
- Я видел. Кто это забомбасил, я не знаю (смеется).
- Там в библиографии среди прочих произведений про князей, писателей и милицию указан рассказ «Секс и смерть». Это ваше произведение? О чем оно? В Интернете его не найти.
- Да, это мое. Повесть, скорее всего, проходила под другим названием в Интернете. Потому что это название, конечно, режет слух (произведение входит в сборник рассказов и повестей «Антиподы. Детективные рассказы и повести» - прим. ред). Если кратко о сюжете, то весной 1981-ого года на берегу Сейма нашли труп жестоко изнасилованной женщины. Повесть, собственно, о расследовании этого убийства.
- У Вас на данный момент более 140 написанных произведений. Чем больше всего гордитесь?
- Ну, я вот о Носове книгу написал. И за эту книгу в прошлом году я стал лауреатом Носовской премии. Это самая престижная премия нашего региона. Ей я горжусь. Я горжусь книгами, которые написал о Михаиле Николаевиче Еськове, книгой о Першине, о Бугрове, о Юрии Липкинге… С ним вообще очень интересная история. В свое время студенты зачитывались его книгами, не зная, кто в действительности писал произведения. Он же печатался под псевдонимом Александров, а они его знали как Липкинга. А его настоящая фамилия – Липкин. Он официально объясняет смену фамилии тем, что в конце фамилии по правилам написания того времени в конце стояла Ъ, типа нашего твердого знака, но вроде при смене документов паспортист подумал, что это буква Г и так записал. Но мне кажется, в этой истории осталась тайна. А возвращаясь к моим книгам, да в принципе, мои книги – мое детище.
- Где можно купить Ваши книги на бумаге?
- Нигде. Тиражи были маленькими. Бюджета на издание нет. В библиотеке имени Асеева можно найти некоторые мои произведения. Ну и в Интернете есть мое творчество. К тому же, я пишу не для широкого круга читателей, а для курян…
- Могу поспорить. Вы пишете понятным языком о знаковых исторических личностях, которые могут быть интересны не только курянам. Делаете своего рода исторические открытия. И ваши детективы, основанные на реальных расследованиях, захватывают дух у читателя…
- Знаете, когда начинаешь писать в 47 лет, амбиции перегорают. Был бы я молодой, я бы, может, и рванул покорять литературный мир.
- На ваших глазах вырастает молодое поколение курских писателей. Как вы думаете, что ждет региональную литературу? Все уедут в столицу и будут реализовываться там или останутся и посвятят себя малой Родине?
- Москва настолько забита, нас там никто не ждет. Там также нужны спонсоры и хорошие знакомства. Ну, либо написать что-то супер-пупер гениальное, чтобы тебя заметили. Так что, я думаю, курские писатели были, есть и будут.