Ученик 7-й школы Сергей Зюзин в себе уверен. Не раз тренировался в написании итогового сочинения. По правилам, оно состоит из введения, основной части, которая включает в себя два связанных аргумента и вывода. Рекомендуемый объем - 350 слов. Сережа всегда выходит за рамки. Любимое направление - «Я и другие». Нужно раскрыть вопросы взаимоотношений личности и общества и проблемы самоопределения человека в социуме.
Сергей Зюзин, ученик школы №7: Я очень люблю произведение Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Конкретно там цепляет теория Раскольникова, когда он говорит: «Тварь я дрожащая или право имею?» Очень философская тема, можно порассуждать.
Чтобы во время экзамена было легче, выпускники запоминают клише, которые приводят в качестве аргументов. Виктория Новикова пишет тезисы из произведений «Война и мир», «Мастер и Маргарита», «Тихий Дон».
Виктория Новикова, ученица школы №7: «Они подходят на несколько направлений. Прежде всего, с их помощью можно ответить на многие вопросы. Раскрываются темы войны, любви, нравственные поступки человека, духовные составляющие человека».
Направления тем известны, но что конкретно попадется ученику, станет понятно за 15 минут до начала. Проверять сочинение будут по нескольким критериям.
Светлана Апенина, директор информационно-аналитического центра Курской области: «К каждому сочинению предъявляются 2 требования. Одной из основных требований - количество слов. Если в сочинении меньше 250 слов, то оно не проверяется и сразу по этому критерию ставится «незачет» и «незачет» по всей работе. И второе требование - самостоятельность написания итогового сочинения».
Итоговое сочинение как допуск к ЕГЭ ввели 7 лет назад. За это время подходы к его написанию у молодежи поменялись, замечают учителя.
Елена Улитина, учитель русского языка и литературы школы №7: «Есть работы, которые являются открытием - это современная литература, фэнтези. Это используют тоже в качестве художественной литературы в итоговом сочинении. Дети научились анализировать больше, потому что научились больше вникать в смысл художественных произведений.
Проверяет работы специальная комиссия, которая создается на базе школы. Результат действителен бессрочно.