О том, что Чернобыль не просто авария, а катастрофа, сегодня на митинге говорили все.
Анатолий Дроган, заместитель директора областного департамента внутренней политики: «160 тысяч квадратных километров загрязнения, 400 тысяч человек, которые были отселены из своих домов. Тысячи ликвидаторов, которые подверглись радиоактивному заражению и отдали свои жизни и здоровье, чтобы эта авария была купирована и не распространилась дальше».
Есть закон о соцзащите пострадавших в чернобыльской катастрофе. Сейчас он работает лучше, чем в былые десятилетия, говорят в общественном союзе.
Юрий Клыков, председатель регионального отделения общественной организации «Союз «Чернобыль»: «Сегодня данный закон практически в полном объеме осуществляет вот эту деятельность по отношению к этим гражданам. Да, есть шероховатости, но их мы на местах с органами социальной защиты пытаемся урегулировать и решить».
Более трех тысяч человек из Курской области участвовало в борьбе с последствиями чернобыльской аварии. К нашим дням более шестисот из них ушли из жизни. Они работали на станции не только в 86-м, но и в последующие годы. Ликвидатор 87-го Вячеслав Смирнов пишет книги, стараясь отразить все точки зрения на произошедшее и отдать дань памяти героям радиационной войны мирного времени.
Вячеслав Смирнов, ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС: «17 сентября прибыла команда ученых, которые должны были расчистить этот графит, топливо с крыши - сбросить в реактор. Но техника отказала. А параллельно готовили людей. Готовил их генерал Тараканов - доктор технических наук, писатель, академик».
Тараканов лично вел солдат и курсантов на крышу реактора. Он прекрасно понимал, какую жертву приносит, и не мог поступать иначе. Для Вячеслава Смирнова этот генерал - его непосредственный начальник - образец военного человека. Сегодня ему далеко за восемьдесят, и он сражается с онкологией. Как и многие участники тех событий, получившие немалые дозы радиации.