В год 80-летия начала Великой Отечественной войны часть вопросов авторы тестов посвятили трагическому 41-му.
Роман Старовойт, губернатор Курской области:
«Наверное, школьной программы недостаточно для более глубокого изучения истории, более глубокого изучения Великой Отечественной войны, ее эпизодов, характеристик и оценок. И такие проекты направлены как раз на изучение, более глубокое изучение и знакомство с историческими фактами, с историческими нюансами».
Сегодня очевидцев тех лет с каждым днем становится все меньше. С участниками диктанта своими, живыми воспоминаниями делился Михаил Воробьев. Войну он встретил мальчишкой. После освобождения Курска помогал Красной Армии.
Михаил Воробьев, ветеран Великой Отечественной войны: «Военкомат призвал нас строить оборонительные запасные рубежи на Северном фасе в Поныровском районе. Мне было 15 лет тогда. Я ведь в ноябре родился. Несмотря на все это, мы, мои коллеги 27-го года рождения, все нагрузки выполняли. Норма была выкопать окопов 12 метров за световой день и 2 ячейки. И мы это делали».
Проект существует всего три года. Но за это время он превратился в целое движение, охватывающее не только все регионы России, но и почти половину стран мира.
Александр Трубников, директор областного Дворца пионеров:«Мы думали: сколько же в этом году из-за санкций, из-за неприятных наших внешнеэкономических и внешнеполитических ситуаций будет государств заявлено в этом году? 80! Более миллиона человек напишут диктант по всему миру. И остановить это движение невозможно».
Вдвое больше в этом году стало участников в области: свыше 6 тысяч. Написанты, как их называют организаторы, за 45 минут должны были ответить на 25 вопросов по общей военно-исторической и региональной тематикам.
Александр Бутин, программист: «Диктант, считаю, средней сложности. Были вопросы, в которых я был совершенно несведущ, признаюсь. То есть это выписки какие-то, воспоминания. А по датам, по городам, по датам никаких сложностей не возникло абсолютно».
Марина Волобуева, госслужащий: «Когда я стала смотреть, читать, многие вещи для меня стали действительно более понятны, еще большим уважением прониклась».