Эта груша начала расти на месте гибели бомбардировщика в победном 45-м. Никто специально ее не сажал, местные говорят: рядом был колхозный сад - может быть, семечко занесло? Дерево не трогали долгие 76 лет, как будто знали: пригодится как ориентир.
- Хотели распахать тут - женщины не дали. Это, говорят, память.
- Память о самолете, да?
- О человеке!
Вместе с самолетом разбился один из членов экипажа. Жители села нашли оторванную ногу в пяти метрах от эпицентра взрыва и прикопали ее на кладбище. Подробности авиакатастрофы Борис Малахов помнит хорошо, старожил, он - единственный теперь свидетель воздушного боя, развернувшегося на глазах местных. Виногробль почти опустело, а во время войны село насчитывало 900 дворов. Малахову шел 12-й год. Светлым июньским вечером 1942-го люди услышали шум: в сторону оккупированного Курска летели - под прикрытием - наши бомбардировщики. 10 экипажей - целая эскадрилья Ил-4, дальних бомбардировщиков.
Борис Малахов, житель деревни Виногробль: «Вот они до Курска долетели, и начали прожектора - "схватили" их! И одного во все стороны (показывает: поймали прожектора лучами)... Наши остальные вернулись, а этого "отсекли" - и всё! Стали бить зенитки: одна - недолет, вторая - перелет, а с третьего раза... пошел он пикировать».
Еще один член экипажа выбросился с парашютом, двое суток скрывался на болоте, потом все-таки добрался до соседней деревни.
- Крайний двор, дворы тогда частые были... и зашел он переодеться. Ночью. Попросил переодеться. А она что ж сделала - пошла в комендатуру, в Винниково она была, другой сельсовет - сейчас принесу тебе одежду... Он ждет-ждет, а она принесла... немцев!
Летчика схватили. Но он все-таки выжил и появился в сельсовете после войны.
- Он прилетал!
- Да Вы что...
- Прилетал!!! На это место ходил и... хотел расправиться с этой женщиной. А она-то - раз и в Эстонию. То ли к родственникам, то ли не знаю, как.
Судьба третьего члена экипажа осталась неизвестной, он также мог выпрыгнуть и спастись. Курский поисковый отряд «Курган» нашел фрагменты останков погибшего летчика и обломки самолета.
Алексей Сотников, командир отряда «Курган»: «Но самое главное - среди них удалось обнаружить обломок корпуса двигателя с номером. И сегодня мы работаем с номером, будем заказывать экспертизу, потому что 2 цифры там не очень разборчивы. Вот такой вот позитивный результат, несмотря на то, что очень мало осталось обломков. А по рассказам местных жителей, немцы еще во время оккупации заставили все выкопать и сдать в металлолом, им нужен был металл для того, чтобы делать новую технику для фронта».
Наши бомбардировщики продолжали тревожить оккупантов вплоть до Курской битвы, где советская авиация смогла завоевать господство в воздухе и не упускала его до конца войны. По номеру двигателя поисковики смогут установить личности экипажа разыскивать родственников. Этим летом груша дала свои последние плоды.