В минувшие выходные работа продолжилась. За два дня поисковики подняли останки 52 советских солдат. Всего из захоронения уже подняты останки 72 бойцов. Поисковые работы продолжаются.
Частное подворье, земляные работы - обычное дело - и вдруг! - жуть какая-то на Советской улице.
Владимир Ананьев, глава поселка Горшечное: «Ну, он решил воду провести, начали копать траншею, когда уже подошли к дороге, копнули и увидели кости - когда уже ковш на улицу выбросили... Ну, и обратились в следственный комитет, в полицию заявили».
Следком определил - захоронение времен войны.
Анна Поварова, заместитель руководителя поискового отряда «Курская земля»: «Они тут же прекратили работы, когда заметили останки и связались с нами. Хозяин дома молодец - он разрешил работать на своей территории, сказал: работайте сколько надо. Да, личная история у него у самого - родственники пропали без вести во время войны. Он тоже пытается их найти».
Погода - дрянь. Вторые сутки дождь и ветер.
-Мотает хорошо... Как вам погодка в этот раз? - Отличная погодка, нас не смущает.
В яме под тентом меняют друг друга, шутят: все дни рождения проводим на раскопках... Дискуссионный вопрос.
-Я не провожу на раскопках день рожденья. Потому что оно у меня 15-го января.
По ходу дела вспомнили подъем трехлетней давности - в середине ноября.
Светлана Оспищева,руководитель поискового отряда «Новое поколение»: «Очень холодно. Снег шёл. Но нужно было поднять - яма была открыта. Мы их нашли четвертого ноября, как раз на праздник, а поднимали двенадцатого - через неделю, но было очень холодно».
Медальон! - буквально закричала из ямы - командир отряда. И минуты две все приходили в себя. Кто не с лопатой - полез в интернет.
-Нестандартный, не знаю... - Где он был? - В районе таза - вот здесь вот - в кармашке как раз.
-В интернете посмотрела, именно есть такой медальон нестандартный - без граней.
Блокадный тип - выпускали в осажденном Ленинграде. Как боец оказался здесь - в Горшечном? - у войны на это тысяча вариантов ответа. Солдат, судя по всему, крупный...
-Ключица или что? - Ключица, прям такой здоровый мужик был.
Суровая правда раскопок - если есть опыт, всё видишь. Возраст - по копчику, по суставам, по черепу.
-На черепе швы - они не срослись. Это швы не сросшиеся - говорит о возрасте - лет девятнадцать ему было.
У одного на грудной клетке карандаш - карман истлел, а содержимое осталось. У другого нашли ложку.
-В ноге - в голени. На бойце, видно, валенки были, какая-то зимняя обувь, и в валенок была засунута ложка. Ну, обычно всегда там хранили. Но она без надписи.
Их не укладывали - сбрасывали. С края ямы вниз - как упадет, так и ляжет. Один на другого. С гранатами и патронами. Это уже повод. Для выводов.
Елена Сукманова, руководитель поискового отряда «Курская земля»: «Захоронение военнопленных отпадает? - Отпадает однозначно. После боя скинуты и закопаны. - А наши или немцы сбрасывали? - Я думаю, что, если бы наши сбрасывали. Вы имеете в виду местное население или сами же военные? - Ну, те же похоронные команды? - Если бы хоронили они, медальонов, взрывоопасных предметов - ничего бы этого не было».
Блокадный медальон оказался пустым. Обидно. Нашли второй – «плохой сохран», как говорят поисковики. Может на экспертизе получится прочитать.
- Поднято уже пять, сейчас трое, и видно там - около семи человек.
Через сутки раскоп пришлось расширять в две стороны по полтора метра. Количество поднятых дошло до 20. Уверенно можно говорить - они погибли в 43-м - Воронежско-Касторенская операция. 26 января наши освобождали Горшечное. Немцы уходили, избегая окружения. Мясорубка. Возможно, кто-то из наступающих или блокирующих оказался в руках оккупантов. Прежде, чем уйти, их убили. Это версия.