Скрипя, старенький трактор вычерпывает кубометры земли, что на десятки лет скрыли от глаз тела красноармейцев. Сначала поисковики рыли вдоль трассы, там, где и собирались проложить трубопровод. На третьей неделе стало ясно: дорогу надо ломать.
Елена Сукманова, руководитель поискового отряда «Курская земля»: «Потому что, когда мы пробуем щупом, щуп уходит полностью под асфальт и стучат останки».
Сейчас насчитали семьдесят два бойца. Это за выходные двух минувших недель. Работать по будням поисковики не могут. На этом захоронении копают три отряда - "Курская земля", "Курская дружина" и "Новое поколение". Приезжают и школьники, и их родители. Супругов Артёменко в отряд привела дочь.
Алексей Артёменко, поисковик: «Для меня это вообще впервой. Мы за эти два года...
- Одиночки.
- Да, одиночек находили. А вот наши командиры отрядов рассказывают, что не помнят с 99-го года таких крупных захоронений. Начинают мурашки по коже идти. Очень эмоционально, если представить, как это было на самом деле».
Был конец января 43-го. Воронежско-Косторенская наступательная операция. К тому времени Красная Армия переняла немецкую тактику окружения вражеских частей в так называемые «котлы». Войска шли сквозь снежные заносы. Техника встревала, поэтому единственный возможный путь - вдоль дорог. Хотя местные жители говорят, раньше здесь был пустырь. А яма, в которую сбросили солдатиков, скорее всего, силосная.
Светлана Оспищева, руководитель поискового отряда «Новое поколение»: «Около машинного двора, который находился вот здесь, за этим зданием, они вырыли три большие ямы. Три больших глубоких рва, в которых похоронили они около пятисот бойцов. То есть сами женщины. Они сами копали, и сами хоронили. Я так полагаю, что это одна из ям».
Работала точно не похоронная команда. Поисковики нашли четыре медальона, красноармейскую книжку и две гранаты. Тела лежат сгрудившись. В несколько слоев. Один на другом. Их сбрасывали в спешке. Бои шли ожесточенные. Приоритетным было продвижение вглубь фронта, поэтому 29 января брошенные позади остатки вражеской армии выбили советские части из Горшечного.
Иван Голиков, корреспондент: «А буквально в десятках метров от места раскопок братская могила. На захоронение времени тогда практически не было. Ставка требовала наступать, чтобы отрезать немецким войскам путь к отходу. Только здесь указаны имена 21 солдата, и 350 не известно».