Проспект Дружбы. Пешеходный переход. Не спеша, шаг за шагом Юлия Логинова переходит проезжую часть дороги. Без посторонней помощи инвалиду по зрению просто не справиться. Дело в том, что светофор не оборудован звуковым сигналом, который помог бы не только понять, когда переходить дорогу, но и послужил бы ориентиром. Но, как объяснили в обслуживающей организации, новый светофор или дорожный знак слепого пешехода здесь не поставят. Слишком мало в этом районе слабовидящих. Вот и остается рассчитывать на помощь прохожих.
Юлия Логинова, инвалид по зрению: «Чтобы сохранить свою жизнь и здоровье мне приходится просить прохожих, чтобы мне помогли перейти. Иногда, люди сами подходят. Естественно не отказываешься».
Но и там, где незрячих много, условий для них - никаких. Улица Павлуновского, где расположена библиотека слепых. Инвалид 2 группы Любовь Анненкова каждый раз выходит на дорогу как на войну. Сейчас она вынуждена идти по проезжей части, рискуя угодить под колеса машины. По тротуару ходить пенсионерка отказывается из-за торчащих камней и огромных ям.
Любовь Анненкова, инвалид по зрению: «Однажды шла, споткнулась, сама чуть было не упала и трость сломала».
Хорошей дороги нет даже у входа в Центр реабилитации слепых. Отремонтировать ее не могут около 8 лет. Работники центра получают только отписки, из-за того, что собственник этого участка не определен
Антон Консолярино, председатель курской городской организации Всероссийского общества слепых: «Самим что ли это засыпать заравнивать? Потому что это не один год уже длится».
Гульнара Джунусова, художественный руководитель курского центра реабилитации слепых: «Более-менее уже приноровилась уже к этим ямам. Я их обойти не могу. Потому что, я когда иду, я придерживаюсь левого бордюра».
Проблемы у инвалидов есть и в общественном транспорте. Часто автобусы проезжают мимо остановок, где стоят слепые люди. Они просто не успевают подать знак водителю. И даже вовремя выйти из маршрутки невозможно - практически нигде не работают автоинформаторы.
Антон Консолярино, председатель курской городской организации Всероссийского общества слепых: «Эти автоинформаторы отключают водители. Устают они, что идет постоянное объявление остановок».
В итоге доступной среде в областном центре подопечные Всероссийского общества слепых ставят «двойку». Их потребности не учитываются ни горожанами, ни городскими властями, которые, кстати, даже не считают нужным обратиться с вопросом: а как надо сделать, чтобы вы не чувствовали себя на улицах города как на полосе препятствий? Например, участков с тактильной плиткой в городе практически нет, а там, где есть, как в строящемся сквере на Клыкова, она даже уложена неправильно.
Антон Консолярино, председатель курской городской организации Всероссийского общества слепых: «Есть нормы, как должно быть настроено, как должна быть уложена плитка тактильная. Все это есть. И мы готовы консультировать. Просто к нам обращаются уже потом, когда уже что-то сделано, а переделать всегда сложнее».
День белой трости во всем мире проводится как раз для того, чтобы напомнить всем нам: рядом с нами есть люди, которые нуждаются в особом внимании. И главное - создать для них такие условия, чтобы они не нуждались в помощи, а чувствовали себя равными.