Работа по мониторингу за сохранностью лесов концентрируется здесь - в региональном диспетчерском пункте. Специалисты отслеживают так называемые термоточки. Их регистрирует спутник, пролетая над участком леса каждые два часа. В этом году очагов термоизлучения было зарегистрировано свыше трех сотен.
Николай Корсаков, главный специалист-эксперт отдела федерального государственного лесного надзора: «Термическая точка может срабатывать, так скажем, когда происходит сельхозуборочная компания, и спутник, когда пролетает, может реагировать на всякие теплоизлучения».
Дополнительно за территорией лесного фонда следят 5 камер: в Глушковском, Железногорском, Дмитриевском и Курчатовском районах.
Николай Корсаков, главный специалист-эксперт отдела федерального государственного лесного надзора: «Камеры, как правило, установлены, где класс природной пожарной опасности самый высокий. Самый высокий класс пожарной опасности считаются хвойные молодняки, сосновые насаждения».
В планах установить в этом году еще 4. Всего же для полноценного мониторинга в регионе, говорят специалисты, необходимо 30 устройств. На месте ситуация ежедневно под контролем оперативных групп.
Екатерина Мирсалиева, заместитель начальника отдела по Курскому лесничеству: «Обычный трудовой день у нас очень насыщенный. Помимо всякой бумажной работы у нас есть еще и патрулирование лесов. При четвертом-пятом классе пожарной опасности патрулирование проводится: при четвертом - с 8 утра до 8 вечера, при пятом - весь световой день».
Малый лесопатрульный комплекс оперативных групп оснащен всем необходимым для тушения небольшого пожара: ранцевыми огнетушителями, 300-литровой бочкой, воздуходувкой и бензопилой для ликвидации завалов. Во время особого противопожарного режима доступ в леса ограничивается, а патрули дополнительно смотрят за тем, чтобы там не разводили огонь.
Екатерина Мирсалиева, заместитель начальника отдела по Курскому лесничеству: «Основная масса нарушений по правилам пожарной безопасности в лесах - это, наверное, был апрель-май, когда люди были на самоизоляции, и им пойти было некуда - они шли в лес. Поэтому было много возгораний, но не в лесном фонде, а на сопредельной территории».
Чаще всего пожары случаются весной из-за пала сухой травы, и осенью, когда трава засыхает. Обычно причина возгорания - окурки или костры. В этом году лесной пожар был зафиксирован только в Конышевском районе, охвативший 2 гектара зеленых насаждений. В таких случаях главный барьер, противодействующий распространению огня, - минерализованные полосы.
Виктор Попов, начальник отдела лесного надзора: «По мере зарастания, если минполосы зарастают, их подновляют постоянно. То есть содержат их в удовлетворительном состоянии, чтобы в случае возникновения пожара через них не перешел огонь в лес».
С наступлением продолжительной жары класс пожароопасности повышается. А это значит, что в регионе могут вновь ввести особый противопожарный режим.