Александр Шавырин, корреспондент:
«Этот грациозный тяжеловес уже занял свое почетное место в здании турбины. Статор по праву считается важнейшей частью генератора, именно в нем механическая энергия турбины преобразуется в электрическую. Длина конструкции - 9 метров, масса - 440 тонн, это сопоставимо с весом 300 легковых автомобилей или ста кукурузников. Это самый тяжелый элемент оборудования на атомной станции».
На установку агрегата в проектное положение ушло около полусуток. Еще сложнее было доставить его в Курчатов. Сначала железной дорогой на специальном транспортере, затем 1000-тонной баржей груз доехал до места монтажа. Впрочем, атомщикам не впервой работать с такими крупными машинами. Процесс практически полностью автоматизирован.
Олег Дюков, начальник электроцеха Курской АЭС-2:
«Колесной баржей вообще управлял один человек, подъем и монтаж статора внутри машзала вообще осуществлялся автоматически. Естественно, до этого команда людей все это настроила, наладила, но сам подъем максимально автоматизирован».
Месяцем ранее на стройку доставили еще одно крупное оборудование - ротор, вращающийся элемент турбогенератора.
Андрей Ошарин, первый заместитель директора по сооружению новых блоков Курской АЭС:
«Ротор будет заводиться в статор, суммарная масса у нас получится турбогенератора 660 тонн, вес ротора - 220 тонн. Дальше у нас ближайшие события - это сдача фундамента под монтаж турбоустановки, летом потом приходят у нас роторы турбины и осенью мы планируем вывести линию вала турбины на генератор».
117 объектов будущей электростанции возводят одновременно. На стройплощадке трудятся около 7 тысяч человек. Крупнейшая градирня России готова более чем на половину. Все 4 парогенератора для первого энергоблока ждут своего часа, когда начнутся работы по их монтажу. Это запланировано на май-июнь текущего года.
Андрей Ошарин, первый заместитель директора по сооружению новых блоков Курской АЭС:
«Кроме этого, у нас в этом месяце планируется ввод в работу полярного крана кругового действия, это здание реакторной установки, и дальше у нас планируется монтаж корпуса реактора».
Станция замещения Курской АЭС строится по уникальному проекту Росатома ВВЭР-ТОИ. Это проект двухблочной, оптимизированной АЭС поколения "3+" с водо-водяными реакторными установками. Он позволяет строить атомные станции повышенной сейсмоустойчивости. А энергоблоки могут быть построены как в тропиках, так и в северных регионах. В проекте учтены максимальные экстремальные внешние воздействия.
Александр Шавырин, корреспондент:
«Курская АЭС-2 станет самой безопасной атомной электростанцией в мире, как утверждают специалисты. Ее оснастят устройством локализации расплава и третьей ступенью гидроемкостей, чтобы в случае чрезвычайной ситуации энергоблок мог еще до 3 суток работать автономно. Энергопуск первого блока запланирован на конец 2025 года».