Уход России от Болонской системы назревал давно. В этом смысле заявление Минобрнауки не стало неожиданностью. Но впервые ректоры российских вузов обсуждают уход предметно, пытаясь просчитать его последствия и перспективы. Совет Российского союза ректоров прошел в Москве в расширенном составе.
Александр Худин, ректор Курского государственного университета:
"Позиция, которая сегодня обсуждалась, она очень взвешенная. Важно - наверное - чтобы сохранилось в нашей российской системе образования все: и бакалавриат, и магистратура, и специалитет".
Опыт "гибридной" системы есть не только у ведущих федеральных вузов. В Курском госуниверситете частично сохранен специалитет, "медики" также держатся за традиции отечественной высшей школы. Отказ от двухуровневой системы: бакалавриат-магистратура - будет для вузов не таким болезненным. Но "дорожных карт" нет. Очевидно только: образование на пороге перемен, затронет и федеральный, и региональный уровни. Пока же такие, как Ольга БурОвникова, вынуждены идти долгим путем:
Ольга Буровникова, аспирант:
"У меня был бакалавриат, как специалитет: 5 лет. И для того, что поступить в аспирантуру, я еще в магистратуре два года... Получается, образование - 10 лет, чтобы закончить аспирантуру. Как в школе! Хм..."
С другой стороны, образование все больше ориентируется на потребности работодателей и четкий набор компетенций. Казалось бы, бакалавриат - это возможность уйти в профессию после 4-го курса, имея вузовский диплом. На практике работодатели воспринимают бакалавров, как недоучек.
Юлия Дьяченко, доцент кафедры русского языка:
"Специалитет - это было гораздно удобнее и понятнее. Получали люди диплом, в котором четно было прописано, кто он: инженер, учитель, врач и так далее. Сегодня мы с вами в дипломе видим только одно, вернее - два: бакалавр или магистр. Кто это? Вот кто это?!"
Молодых учителей с дипломом бакалавра не допускают преподавать в старших классах. Возникают и проблемы с профессиональной аттестацией - высшую категорию получить трудно. За неполные 20 лет сложилась парадоксальная ситуация: внутренних проблем стало больше, а система европейского образования так и не приняла наши дипломы. По сути, нас держали на коротком поводке. Студентка Сабрина Васкес из Перу повышает квалификацию: будущий юрист учится в аспирантуре Юго-Западного университета. Собирается искать работу юриста в Европе или Латинской Америке.
Сабрина Васкес, аспирант:
"А российский диплом будет там приниматься? Будет там котироваться? - Хороший вопрос... Пока что неизвестно".
В сложившейся ситуации все зависит от нас, и это уже - большой плюс.