Город без барьеров: Как передвигаются по Курску незрячие люди?

Город без барьеров для инвалидов. Все чаще эта тема становится предметом обсуждения, особенно на фоне предстоящего тысячелетия областного центра . Правда, имеющиеся подвижки в этом деле иногда вызывают у людей недоумение. Из последнего: пандус у памятника морякам с подводной лодки «Курск» ни своим инженерным решением, ни блеском перил не вписывающийся в концепцию мемориала. А в вопросах доступности городской среды проблемы только нарастают. Как передвигаются по улицам города незрячие люди? Увидела наша съемочная группа.

Трамвайная остановка «Горбольница» на Пирогова. Сюда инвалид первой группы по зрению Александр Суязов приезжает еженедельно. В этом году участок начали ремонтировать по проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Теперь ширину тротуара здесь нельзя измерить даже старорусской мерой длины в локоть. Своеобразного «островка безопасности» сейчас нет. Поэтому у слепого человека два варианта на выбор: либо спешно переходить проезжую часть, когда подъедет транспорт, либо ждать его по другую сторону рельс.

Александр Суязов, инвалид I группы по зрению: «Все пассажиры ждут на той стороне. Как трамвай увидели, все бегут сюда. Как бог на душу положит, так и передвигаюсь. Как иначе? Трудно, трудно, очень трудно с такой остановкой здесь садиться».

Не менее востребованное для слабовидящих место – перекресток улиц Чехова и Дзержинского. Здесь находится библиотека для слепых. Сейчас Василий Морарь пересекает зебру по диагонали: звуковой светофор помогал не только понять, когда дорогу можно перейти, но и служил ориентиром. Так было в прошлом году. Сейчас инвалид слышит разве что шум машин.   

Василий Морарь, сотрудник специальной библиотеки для слепых им. Алехина: «У меня маленький ребенок. Я каждый день в обеденный перерыв, бегая на молочную кухню за молоком, и поэтому мне крайне неудобно. что здесь сейчас не работает звуковой светофор. Очень часто бывает, ты переходишь дорогу и натыкаешься на машину. А  иногда такие случаи бывают, что ты переходишь дорогу, машина переехала разделительную часть и наехала на зебру, и ты в машину втыкаешься».

Автохамство – другая сторона медали городской жизни. Только за 20 минут съемок на Дзержинского на пешеходном переходе у торгового центра припарковалось три машины. Та же проблема на пути в здание областного Всероссийского общества слепых. Пока слепые идут, счесывая колени о припаркованные машины. Внимание сотрудников ГИБДД к этому участку проявляется редко.

Артем Михальский, руководитель центра реабилитации слепых областной организации «Всероссийское общество слепых»: «Бордюры являются направлением движения – помощь незрячему в ориентации в пространстве. Вот он идет с помощью своей трости, опираясь на бордюр, и куда, мы видим, приходит? Приходит постоянно в припаркованные автомобили».

И это за зданием областной администрации – на перекрестке Горького и Марата. Тротуар буквально сливается с проезжей частью. Тут тростью ничего не «нащупать». О том, что здесь опасный для незрячего пешехода участок, должна говорить тактильная плитка. Но не найти ее даже в самом центре города.   

Артем Михальский, руководитель центра реабилитации слепых областной организации «Всероссийское общество слепых»: «Возьмем улицу Ленина. У нас есть выезды из дворов. Там стоит знак: опасно, выезжают автомобили. Но это человек зрячий увидит, а человек незрячий должен это ощутить тактильно-наземным указателем, потому что опасность впереди, внимание».

Внимание к инвалидам не проявляют и в транспорте. Примерно половина автоинформаторов, по словам слабовидящих, постоянно не работает.

 

<![CDATA[]]>
<![CDATA[]]>