Здесь нет тракторов и комбайнов. В поле, где золотится зрелая рожь, выходят как и несколько столетий назад - с косами и серпами. Спелость хлеба проверяют на зуб: рвут колоски, вышелушивают - и в рот: если зернышки хрустят, значит, поспели. Это жито растили как в старину - без добавления химикатов. Удобряли только органикой. Перед большой работой - тщательная подготовка к важному дню. Наши предки соблюдали целый ряд ритуалов.
Полина Пенькова, корреспондент:
"В поле выходили с первой росой. Но перед этим молились и благодарили бога за хороший урожай. Обязательно на чистое тело надевали самую лучшую рубаху и самый нарядный сарафан, потому что начало жатвы ознаменовало начало большого праздника".
На время жатвы предки забывали о своих болезнях и горестях. За дело брались всей семьей. А если понимали, что не управятся с урожаем своими силами, то звали на подмогу соседей. В помощи никогда не отказывали, ведь знали: что пожнешь, тем и весь год живешь. Перед уборкой женщины собирали завтрак, мужчины отбивали косы и серпы.
Отбивается коса в два, а то и в три прохода. Потому что, если отбивать в один проход, её ведет, и она становится волной. Это очень плохо.
В поле шли с радостным настроением. Труд хоть и тяжелый, но приносящий душевную легкость. Поле площадью в несколько гектаров наши предки могли выкосить за день. Чем опытнее косарь, тем шире у него размах косы, и тем быстрее он заканчивал работу.
Олег Богданов, косарь:
"Хороший косарь - тот, который правильно располагает свое тело при покосе, при косьбе он стоит гордо, расслабленно. Может быть, он и не поет, но внутренне у него такой настрой, и тогда он будет рассчитывать, что будет работать целый день".
Пока косари жнут рожь, женщины собирают снопы. Собранное жито перевязывают перевяслом - перекрученными по солнцу колосками.
"Это для того, чтобы сноп не разбегался. И для того, чтобы... Почему веревочки не приветствовались? Это тоже в обмолот пойдет".
Минимального и максимального веса снопа не было - его размер зависел от силы женщины. Жницы славились хорошим здоровьем и легкой рукой.
Людмила Немцева, преподаватель этнографии:
"Первый сноп - его вязала самая уважаемая женщина или в селе, или в семье старшая. Обязательно. Первый сноп украшали красными ленточками, это как этнографическая маркировка - красный цвет. И ставили в красный угол. И до следующего урожая или до масленицы, это уже у кого как заведено, у кого в какой деревне как, этот сноп хранили".
Колосья ржи символизируют достаток. А приметы утверждают, что дом, где хранится жито, становится "полной чашей". Там, где есть такое украшение, всегда будет хлеб.
После долгих работ в поле - сытный полуденный завтрак. Ели жирную еду, чтобы восстановить силы после тяжелой работы, - сало, яйца, зеленый лук, хлеб. Запивали домашним молоком. И после недолгого перерыва снова за дело. Энергии добавляла и песня.
Считалось, что результат хорошей страды - чистое поле, где не осталось ни одного скошенного колоска. Все собранные снопы везли в деревню, где их сушили, а потом молотили. С помощью специальных инструментов, которые называют цепами, отделяли колосья от стеблей. Жито отбивали на рядне - толстом холсте, который плели из прутиков кустарников. Молотьба начиналась с именинного - первого или последнего - сжатого снопа, соломой от которого кормили больной скот. А зерно от первого тока нередко использовалось на семена. Отбивали рожь под особый ритм.
Татьяна Сорокина, организатор дня жатвы:
"Ритмы песни, ритмы танца - они рождались из работы. В частности, вот мы показываем на Дне жатвы - молотьба. Она было от зари до зари. Трудная, потная, пыльная работа. Но непременно с соблюдением ритма. И этот ритм создавал музыку. И из этого ритма молотьбы возникала наша курская Тимоня".
Конец молотьбы отмечали большими и шумными пиршествами, где готовили лучшие блюда, пели и танцевали. Торжества сопровождались пожеланиями ещё большего урожая в следующем году, счастья и здоровья домочадцам и соседям. Организаторы Дня жатвы уверены: народные традиции сохранятся, пока у людей есть интерес к истории. На реконструкцию праздника в туристическую деревню приехали сотни курян. А значит, и русские традиции будут жить.