На центральной аллее в Понырях его фотографии нет. Китель - в угловом стенде музея. Такой была и военная судьба Алексея Прошлякова: не на виду, как будто сбоку. Не бравый вояка - по сути, строитель... Но победа на Курской дуге - это и его, личный вклад. Прошляков возглавил инженерную службу Центрального фронта.
Олег Будников, научный сотрудник Поныровского историко-мемориального музея Курской битвы:
"Нужно было помочь стрелковым, артиллерийским, танковым частям закопаться в землю. Не просто нарыть "лисьих нор", не просто нарыть какие-то там траншеи, а создать единую, хорошо работающую систему укреплений".
Максимум, что смогли гитлеровцы на Северном фасе, - прорвать первые линии нашей обороны и углубиться на 12 километров. И это - на равнине, без естественных препятствий. Вражеские танки меняли направление ударов, отыскивая слабые места. В ответ прошляковские ребята применяли "наглое минирование".
"Они ждут. Если происходит прорыв, они начинают минировать местность перед движущимися танками противника".
Мины и минные поля остановили здесь почти половину гитлеровских танков. Неслучайно памятник саперам Северного фаса - один из первых в истории Великой Отечественной.
Август 43-го. 79 лет назад. Еще вовсю идут бои на огромной Курской дуге, но уже ясно: это перелом в войне. И тогда Военный совет Центрального фронта принимает решение: поставить памятник героям перелома - артиллеристам и саперам. Выделяют военных строителей, они работают здесь фактически до осени. Достраивать памятники будут местные жители.
Военных инженеров срочно перебросят на Днепр - там и сейчас строят переправы взамен разрушенных неофашистами мостов... Памятник откроют 30 ноября 43-го. К событиям тех лет Прошляков вернется в мемуарах. "Краткие записки о пройденном пути" поныровскому музею подарит уже его сын, Борис Алексеевич.
Олег Будников, научный сотрудник Поныровского историко-мемориального музея Курской битвы:
"Только вот одна беда у этой книжки: это было издание Военно-инженерного университета. Фактически это самиздат, только для военных. О наследии Прошлякова знают только те люди, которые этим очень сильно интересуются".
Между тем, над книгой воспоминаний Прошляков работал будучи маршалом. За всю историю в СССР в инженерных войсках только 6 человек удостоились такого звания. Что значила Курская дуга в его блестящей военной карьере - ответ простой: книгу и китель родные передали именно в поныровский музей.