По Курску продолжает катиться волна граффити. Рисунки и надписи – «куски» на сленге граффитчиков - появляются не только в центре. Тематические композиции «Спасибо врачам» - перед инфекционной больницей; солдат, не вернувшийся с войны, - на проспекте Клыкова, и вот уже новая, июльская работа: герой Сергея Бодрова из культового российского боевика на улице Орловской и «главный» вопрос конца 90-х: «В чем сила, брат?».
Сергей Гребеньков, автор граффити: "Сергей Бодров, владелец гаража – Сергей и я – тоже Сергей – все так сошлось... Это была эпоха целая. В 14 лет я мечтал, чтобы мне в руки попала краска, баллончик…"
Но и спустя 20 лет уличное искусство в Курске развито мало. Причем самые яркие, заметные граффити – это заказы города. Тот случай, когда стрит-арт набирает обороты не вопреки официальной культуре, а благодаря ей. Самой масштабной остается работа напротив Ильинского храма.
Вадим Челпанов, житель Курска: "Старинную обстановку напоминает, хотя и с современными элементами, но все-таки это – память".
История областного центра – главная тема курских граффити. Горожане - «за» уличное искусство. Оно скрашивает жизнь в прямом смысле слова, нравится и старому, и младому.
- Вам нравится?
Дети: "Да!!! Она красивая!"
Лидия Павлюк, житель Курска: "Ну, перед Днем Победы появилось. Красиво сделано! Мальчик рисовал".
Сообщество уличных художников в Курске – совсем небольшое, около 10 человек. Они хорошо знают друг друга, у многих – профессиональное художественное образование, как у автора «киношной» работы: Сергей Гребеньков – учитель рисования детской художественной школы. Он, кстати, удивлен вниманием прессы. В этой субкультуре вообще не принято выставлять себя на показ. До сих пор не знают точно, кто скрывается под псевдонимом «Бэнкси», самого известного в мире уличного художника из Англии, стоимость работ которого доходит до полумиллиона долларов. В подписях – или «тэгах» - зашифрованы псевдонимы. Не называть себя – давняя традиция: законодательство многих стран может квалифицировать граффити как вандализм.
Сергей Гребеньков, автор граффити: "Здесь, на стене есть. Это еще со школьных годов. Не поменялся, это Besh, аббревиатура. Она расшифровывается как Body – to earth? Soul – to heaven: тело – земле, душа – небу. Это не простое сочетание букв, это некая философия".
Художник замечает: с возрастом появляется больше ответственности. Понимаешь: твои граффити видит сразу большое число людей.
- Это отзывается в людях, это приносит какой-то резонанс в ответ. Хорошо, если это – позитивный ответ! Хочется как-то украшать нашу жизнь и в души людей проливать свет!"
Сам Сергей работает на улицах все реже – семья, другие заботы. Но его ученики из художественной школы уже создают свои граффити. Они будут востребованы, эта часть городской культуры - одна из самых перспективных.
Влад Луговой, житель Курска: "Есть такие города, где это везде можно – на каждом углу – встретить. А иногда даже, когда летишь на самолете, увидеть на крыше домов".
Но пока одни набивают руку в художественной школе, другие продолжают диалог с улицей «как умеют». Иногда самокритично: «Жаль, что я – не художник». Но в главном они правы: если это счастье, то его не закрасить!