Памятник в Мешково можно назвать "выстраданным". Его появление - это народная инициатива, которой пришлось выдержать испытание не только временем. Оно, кстати, ушло на работу в архивах - установить имена воевавших и погибших, в том числе мирных, оказалось непросто. Списков не было, а родственники разъехались, подсказать некому. Но в результате на мемориальной плите - 90 имен.
Юрий Добров, житель села Мешково:
"Они родились на этой земле, они ходили по этой земле! И они воевали в той войне, проливали свою кровь. Когда мать моя была медсестрой, она говорила: эту войну хорошо показывать по телевизору! Да вы не видели, когда кишки на заборах висят, когда глаза - под ногами, когда голова разбита - вот война что творит!"
На открытие пришла вся деревня. Вспоминали, как обивали пороги в поисках финансирования - муниципалитет отказался помочь, хотя обещал. Откликнулись благотворители, они помогли не только сделать насыпь и положить плитку, но и договорились с горняками - под мемориал выделили пятитонную глыбу. Работы уже шли к концу, но их пришлось остановить - настояли жители. Камень надо было поднимать на постамент, не предусмотренный проектом, - иначе неудобно читать имена. Делать - так делать, - решили мешковцы.
Жители села подготовили письма - и было очевидно: это не формальная благодарность. У многих в списке - целые семьи.
Любовь Зеньковская, житель села Мешково:
"У меня тут у мамы - муж первый. Погиб. Деверь, брат его. Два дяди моих родных".
Татьяна Жучкова, житель села Мешково:
"Здесь мой папа, Сергеев Алексей Кузьмич. Начал войну на границе, он пограничником был, и закончил войну около Рейхстага, в Берлине. А дядю забрали в армию, он пропал без вести. Сергеев Иван Кузьмич. Два родных брата были".
После церемонии открытия мешковцы не расходились: искали фамилии своих в скорбном списке. За 79 лет это первый памятник односельчанам-фронтовикам и жертвам фашистской оккупации. Но работа еще есть - надо благоустраивать территорию. Кроме того, через архив нашли еще 15-ть имен - список надо расширять. "Сделаем", - говорят жители. И им веришь.