Они ещё мальчишками бегали под окнами, ходили в местную школу, помогали донести сумки до дома, сейчас это наши герои, говорят павловцы. С начала специальной военной операции ребята ушли на фронт добровольцами. Спустя месяц, как гром среди ясного неба, в село пришло первое известие о гибели. Отряд Ивана Черепнина накрыло "градом" под Харьковом.
Татьяна Черепнина, мать погибшего Ивана Черепнина:
"Он говорил, я поеду, отговаривайте, не отговаривайте. Он всё равно поехал. Говорит, я там был уже, будет всё нормально, не переживайте, я должен ехать. Пошел, говорит, кто пойдет, если не мы? Мы должны защищать".
Анатолий Жеребненко остался в армии после срочной службы. Тайком от семьи уехал в Сирию. О том, что видел и через что прошел, никогда не рассказывал, всегда улыбался и шутил. В рязанской части воспитывал солдат- срочников. Когда Родина снова позвала встать на её защиту, сомнений у парня не было. В своем последнем бою он уничтожил три танка противника.
Елена Жеребненко, мать погибшего Анатолия Жеребненко:
"Мне не хотелось, я ему говорила, может останешься? Будешь дальше воспитывать солдатиков своих. Он мне тогда сказал, мам, не отговаривай, я за ребячьи спины прятаться не буду. Матерям больно отпускать, но у меня всегда сын говорил, мам, никто кроме нас".
Горе сплотило павловцев. Они вместе провожали бойцов в последний путь. Мы плакали всем селом, мы впервые поняли, что такое "общая скорбь", рассказывает Сергей Григоренко. Именно он стал инициатором создания аллеи памяти всем погибшим односельчанам. Идею поддержали все. Вместе расчищали участок, привозили песок, укладывали плитку, трудились с утра и до вечера, несмотря на погоду.
Сергей Григоренко:
"Я иногда смотрел на них, у меня слезы на глазах проступали. У нас есть парень, он вернулся с войны, с госпиталя, Андрюшка наш. Вот он пойдет, тайком таблеточку выпьет и идет работать. Уже ругали его, Андрюш не надо, посиди чуть-чуть. Нет, дядя Серёжа, всё нормально. Я думаю, что это наш долг, сохранить память. Потому что в каждой семье есть дети сыновья, которые уже там и которых сейчас могут забрать".
На аллею добавили имя третьего солдата, Юрий Шевелев погиб в Афганистане в 84-ом. Сейчас рукотворный мемориал завершен, установлена памятная плита, высажены деревья. Теперь сельчане хотят сделать доску почета для тех, кто вернется из боя живым. Верят, что вернутся все, и памятные таблички добавлять не придется.