Алексей Волков не надеется на память – книги и справочные материалы по Беломорской флотилии всегда под рукой. Здесь – подробности службы, здесь – и фотография командира Шубина, сумевшего провести конвой через 9-бальный ледяной шторм. Это был самый опасный эпизод в военной службе нашего земляка. Шли по минным полям.
Алексей Волков, ветеран Великой Отечественной войны: «Все подходы к проливам, которые ведут в Карское море, покрыты минными заграждениями. И подводные лодки без конца там дежурили. А у нас ни локации, ни акустики – ничего не было! Ходили, как хорошие…»
Ноябрь 44-го. Наступает темная и страшная арктическая зима. Флот выведен, военный конвой сопровождает последние судна. В его числе – и родной для старшины Волкова минный заградитель «Юшар».
- Начался шторм, начался мороз – и началось обледенение. Корабли могли оверкиль совершить!!!
На этот путь обычно уходило дня 2-3. Но из-за шторма он растянулся: «Нас 8 суток трепало», - вспоминает ветеран. Один из тральщиков – 109-ый – подал сигнал бедствия.
- Командир конвоя приказал эсминцу разыскать его. На нем акустика была. Во время шторма, во время ночи почти что наступающей эсминец разыскал… Но уже плотик, на котором было всего 3 матроса – потонул 109-ый… В пучину эту кипящую!!! Это ж – холодная вода, 2-3 минуты – и судорога ноги сводит. И все – пошел на дно…
Потом станет ясно: это была последняя военная арктическая навигация. Следующая началась уже в мирное время. Но этот долгий путь – до весны 45-го – Красной армии и флоту еще предстояло пройти.