Тип самолета установлен. Удалось выяснить место и время выпуска. Далее - человеческий вопрос. Поисковики отряда «Курган» ищут имя летчика, погибшего в Касторенском районе в годы войны.
Небывалая для курян удача - узкая полоса дюраля подарила всего пару чисел - 29-64 - серия и номер самолета. Тонны земли, поднятые экскаватором, сеяли, через пальцы, чтобы не пропустить этот знак. Когда фрагменты погибшей машины доставили из Касторенского района в областной центр, распилили один из цилиндров движка. Достали поршень - на шатуне надпись - ПФ-187. Мотор с таким номером по архивным данным соответствует найденному самолету.
Алексей Сотников, командир поискового отряда «Курган»: «Это самолет ЛаГГ-3, как сейчас мы выяснили. И погиб он в 10 км западнее поселка Касторное, где в течение 2-х лет во время войны шли воздушные сражения. И находилось несколько аэродромов полевых. Этот самолет был изготовлен на 21 авиационном заводе в Горьком. Вышел с конвейера 1-го июня 1942 года. Наши эксперты - белгородцы помогают - сегодня заняты поиском летчика».
Оплавленная покрышка колеса - самолет горел, падая под большим углом. Есть узнаваемые детали - кислородный баллон. Храповик вала винта - та самая часть, которую можно видеть в передней оконечности истребителя. Двигатель ушел в землю на 4 метра, пробив могилу для пилота. Нижнюю часть тела нашли прямо на моторе. Верхнюю срезало на поверхности вместе с фонарем кабины - теперь уж не найти.
Алексей Сотников, командир поискового отряда «Курган»: «Вот рядом с двигателем мы подняли останки человеческие - часть, конечно, только от полного скелета. Подняли оборванный шлемофон, одну авиационную перчатку, подошву от обуви - в общем, это всё, что от него осталось».
Лето-осень 42-го - предполагаемое время гибели. Есть упоминания о бое в конце августа: на бомбежку немецкого аэродрома под Касторным вылетели девять пикировщиков ПЕ-2 в сопровождении шести ЯКов. Десять самолетов не вернулись. Но ЛаГГи в упомянутом отчете не числятся. Это всего лишь иллюстрация горящего неба тех дней. В отряде верят: что-нибудь обязательно найдется. Теперь уже не в земле - в документах.