По пересказам местных жителей это было в 43-м. Самолет падал сюда - в болото у самого истока Свапы, где сегодня работают поисковики двух отрядов: «Долг и честь» - из Понырей, «Славяне» - из Курска. Ждут помощи от местной власти - экскаватора. А пока вручную ушли в землю на 4 метра.
Виктор Калинин, командир поискового отряда «Славяне»: «Сам по себе грунт, из которого приходится вытаскивать - очень яркая глина синего цвета. И смешана с белой глиной».
Эта болотная почва очень хорошо законсервировала остатки погибшего самолета. Есть много отлично читаемых элементов.
- Перебираем грунт в полном составе - вот такие детали - завод изготовитель, да.
Пилот и машина в этом месте стали единым целым. Это буквально. И это страшно.
Юрий Казначеев, командир поискового отряда «Долг и честь»: «Конечно, при падении самолета массовое дробление произошло останков... скелета... Плотность была такая, что масло даже в кости заливалось. Двигательное масло - смотрите - в кости масло».
От людей мало что осталось. Предположительно их было двое. Есть один ботинок с каблуком - явно форменный. И пара сапог - простых резиновых.
Юрий Казначеев, командир поискового отряда «Долг и честь»: «Разброс останков друг от друга составляет полтора-два метра. Ну, есть предположение, если это двигатель и самолет из категории Яков, там были двухкабинные.
- Як-7, скорее?
- Як-7, да».
На такую версию наталкивает конструкция шасси. А это бронеспинка пилота. Не пробита. Даже при ударе о землю - никаких деформаций.
Пока больше загадок. Откуда здесь граната? Магазин танкового пулемета Дегтярева? Может авиационного? Но на Яке-7 заднее место было не для стрелка. Разве что техника перевезти при смене дислокации. Или наблюдателя в разведке. Может, это он был в резиновых сапогах? Всё покажет мотор. До него полметра. Номер двигателя - это точная судьба самолета. И людей, которые ушли на нем в последний полет.