Как в 8-11-м веках завоевывали чужие земли? - можно увидеть в наши дни благодаря реконструкторам. Тактика ведения боя, построение дружин и мощная атака на поле. Воины вплотную смыкают строй, выставляя щиты и копья.
Татьяна Савенкова:
"Зрители могут увидеть настоящие баталии! Дружинники сошлись в битве за сундук. Побеждает сильнейший. Здесь можно увидеть и настоящие бои на копьях и мечах".
Именно копье было главнейшим оружием на поле боя в раннем средневековье. Но чтобы искусно владеть этим громоздким инструментом, необходимо обладать немалой силой, ловкостью и точностью. Плюс нести на себе кольчугу весом около 10 килограммов и примерно такой же щит. Образ должен соответствовать эпохе. Реконструкторы воссоздают костюмы по археологическим находкам. И изучают историю жизни своих "персонажей".
Игорь Журавлев, реконструктор, участник фестиваля "Дружины Неполки":
"Вообще у меня образ жителя Дании 10-го века. Житель Хедебю. Это потому что у меня есть такая кольчуга, например, меч и довольно богатый шлем. Это зажиточный человек. Но в то время такие люди промышляли так или иначе морскими набегами".
Гости фестиваля тоже могли почувствовать себя жителями средневекового княжества и проверить свои силы в метании копья или стрельбе из лука. Ей обучает Низами Софиев из Москвы. В обычной жизни он учитель физики в школе. А на фестивале - торговец Великого шелкового пути, который знает все о производстве лука и стрел. В его арсенале есть лесные и степные виды этого стрелкового оружия от эпохи неолита до наших дней.
Низами Софиев, участник фестиваля "Дружины Неполки":
"Дистанция стрельбы из однодеревки 100 максимум 150 метров. А охотничья и боевая дистанция - это 30-50 метров. А из этих луков - 100 - это прямой прицельный бой, 150-200 - навес, а рекорд где-то 836 метров".
Не просто ристалище, а целый средневековый городок развернули реконструкторы близ реки Неполки. Есть торговые ряды, палатки ремесленников, таверна, где играют музыканты. Сами воины живут в шатрах. Пока мужчины на поле боя, женщины занимаются по хозяйству, поддерживают очаг.
Екатерина Частова, участница фестиваля "дружины Неполки":
"Блюда мы тоже стараемся реконструировать. То есть у нас в рацион входят продукты, которые существовали тогда. Мы собирали с девушками съедобные травы, которые тоже идут в блюдо. К примеру, крапива, сныть, чабрец в чай, то есть все, что растет вокруг нас".
Место для поселения фестиваля у реки Неполки выбрано не случайно.
Дмитрий Шипилов участник фестиваля "Дружины Неполки":
"Это замечательное место на самом деле, оно историческое. То есть здесь по реке Тускарь, по реке Неполке, здесь находятся славянские поселки. Как раз у меня костюм - славянин Днепр-Донского междуречья. То есть можно предположить, что люди выглядевшие так же вот так-то как я, жили здесь тысячу лет назад".
Три дня на берегу реки Неполки реконструкторы из разных городов нашей страны, забыв про современную цивилизацию, воскрешали историю и традиции разных народов своим примером. Даже дождь и не по-летнему холодная погода не помешали, а только добавили достоверности трудной жизни наших предков в средневековье, говорят участники.