Лето 1943 года. Вот-вот гитлеровские войска начнут наступление. Курский выступ боеприпасами, горючим, подвозом личного состава обеспечивает лишь железнодорожная линия Воронеж- Касторная- Мармыжи-Курск. Поэтому Госкомитетом обороны было принято решение - строить участок Ржава - Старый Оскол. Предстояло реконструировать часть старой одноколейки, расположенной в районе Курской магнитной аномалии. Две трети участка - около 70 километров - нужно было построить заново. На работы было отведено 2 месяца.
Александр Манжосов, кандидат исторических наук, почетный железнодорожник:
"Были привлечены сначала 2 железнодорожные бригады - 7-я и 19-я, позднее 25-я. И ряд специальных формирований народного комиссариата путей сообщения".
Для обеспечения строительства было мобилизовано 25 тысяч жителей области. В основном это были женщины и подростки.
Александр Манжосов, кандидат исторических наук, почетный железнодорожник:
"Кирками., ломами 800 тысяч кубометров грунта было поднято только в одной Заломленской выемке. Поэтому разделить трудовой подвиг жителей Курской области и подвиг военных железнодорожников невозможно".
Архивные кадры сохранили воспоминания участников той важной стройки. Стертые в кровь руки от неподъемных носилок с землей. Слезы от того, что сил не осталось. Страх, что бомба, сброшенная врагом, разорвется рядом. Преодолевали все. Ради Победы.
Дарья Рупусова, младший научный сотрудник музея "Юные защитники Родины":
"Как вспоминала участница в дневнике: бомбардировки были сильными, что даже курьезные случаи были. Завидели пятнышко в небе, думали самолет, а это было птица".
Железная дорога "Ржава - Старый Оскол" была построена всего за 32 дня вместо двух месяцев, определенных приказом.