В Курской области продолжают устанавливать личности бойцов Великой Отечественной войны

На Южном фасе воевал и наш земляк, Николай Дмитренко. С 12-го июля он держал оборону в урочище Толстое. Оставшиеся в живых воины 219 стрелковой дивизии потом подсчитали: на каждого за три дня боев обрушилось более двух тысяч килограммов смертельного металла. Сам боец помог поисковикам установить его имя. Подробности - в репортаже Светланы Герасимовой.

Личность бойца установили по фляге. Спустя 80 лет он сам помог поисковикам: имя "Коля Дмитренко" и дата призыва- "1-го мая 1940-го" читаются четко. Поиски красноармейца-"срочника", попавшего в армию за год до войны, сразу сузились. Удалось выяснить: Николай Васильевич Дмитренко родом из Суджанского района, проживал на хуторе Никольском с родителями. В документах имя матери - неразборчиво, отчество - Марковна.

Татьяна Соколова, руководитель военно-патриотического клуба "Факел":

"Семья куда-то выехала, а хутора практически нет, сказали: два маленьких домика там осталось. И больше никаких в районе данных о родственниках нет".

Это была большая поисковая удача - установить личность. В огромной братской могиле - почти 400-а солдат и офицеров, и только двое из них - "именные". Павел Климашевский из Украины и наш, курский Николай Дмитренко. Поисковики надеются: после эфира родные найдутся. Похоронен боец в знаковом месте: Яковлево, мемориал в честь героев Южного фаса. В июле 43-го эту высоту атаковали до трехсот немецких танков и штурмовых орудий, шли тяжелейшие бои. Николай Дмитренко держал оборону севернее, в урочище Толстое.

"Предположительно, это боец 219-ой стрелковой дивизии, пулеметчик. Погиб он во вемя боя, предположительно, от осколков. Потому что в этом окопе вместе с останками были осколки от минометной мины. Здесь полностью почти погибла 219-тая именно вот эта гвардейская стрелковая дивизия. Сражения были ожесточенные здесь, несколько раз урочище переходило из рук в руки!".

Юрий Заяц, заместитель руководителя ивнянского историко-поискового клуба "Звезда":

"Оставшиеся в живых воины 219 стрелковой дивизии подсчитали: бои здесь шли три дня подряд, начиная с 12-го июля. И на каждого защитника урочища обрушилось более 2-х тысяч килограммов смертельного металла. Мать получила короткое извещение: "пропал без вести". И все это время не знала, где могила сына. А Коля лежал совсем рядом: от урочища до родного хутора - 80 километров по прямой. Если остались племянники, останки бойца можно забрать - у белгородцев своя система захоронений".

- Вот это ямы, обложенные пластиком.
- Как склепы?
- Да, как склепы! И он, видите, на замки закрывается. Это вот как раз нашего опускают.
- И он сверху?
- И он сверху. Еще можно было бы 2 гроба поставить, но они говорят: а вдруг вы найдете родственников? Вдруг родственники захотят забрать его останки?
- И можно забрать?
- Да, можно спокойно забрать.

Личные вещи бойца пока планируют передать на его малую родину, в суджанский краеведческий музей. Ложка да фляжка - все нехитрое имущество. Под стеклом - и частичка земли из окопа, где принял свой последний бой Николай Дмитриенко. Июльским днем 43-го, когда ему шел 22-ой год.

Подпишитесь на Телеграм-канал Вести Курск!
Подпишитесь на канал Вести Курск в Дзен!
Подпишитесь на Вести Курск в Новостях!
Подпишитесь на Вести Курск в Google Новостях!