Завораживающее пение, печальный взгляд, пленяющая красота и, конечно, рыбий хвост... Все это едва ли соотносится с тем как представляли русалок наши предки. Приятной внешностью они не отличались, хвоста не имели, да и вовсе не были такими милыми и добросердечными, как в детских сказках. В южных регионах страны, в том числе и в нашей области, злых лесных духов, обитающих на болотах и озерах, называли мавками. Они нападали на людей, мстя за свою раннюю смерть.
Юлия Алейникова, методист Курского областного краеведческого музея:
Это было связано, разумеется, с такой страшной стороной. Например, если женщина утонула в водоеме, если она скончалась до брака. Могли ходить по лесу где-нибудь, могли даже выйти и в деревню, в зависимости от региона. Как говорится, кто во что горазд. В основном они встречались на деревьях, откуда кидались камнями в прохожих. У них был своеобразный юмор.
Больше, чем лесных духов, наши предки боялись лишь вампиров. Защищались от них не только осиновым колом и чесноком...
Можно было обойтись и такими опилками. Главное - нужно было раскидать их перед вампиром, а потом он просто брал и пересчитывал их все до одной. За этот промежуток времени можно было себе спокойно убежать.
От непрошеных духов и злых сил избы охраняли домовые, но если хозяева ругались между собой, в доме могли поселиться и другие мистические существа. Например, Игоша. Большинство исследователей славянской мифологии сходятся во мнении, что это дух младенца, умершего некрещеным. Маленьким гостям музея удалось лично познакомиться с Овинником - духом, живущим в амбаре и оберегающим его и хлеб от всякой беды.
Иван Левшин, актёр:
Люди могли задобрить Овинника, тогда урожай получался очень хорошим. Ходят слухи, что Домовых он все-таки остерегался.
-Как можно было задобрить Овинника?
- Задобрить можно было различными угощениями, подарками.
Поучаствовали экскурсанты и в спиритическом сеансе. Кстати, в 19-м веке это было главное развлечение аристократов. Общение с духами устраивали при дворе, светских салонах, в квартирах интеллигенции.
Александра Шайкина, заведующая отделом научно-просветительной выставочной работы Курского областного краеведческого музея:
Была довольно распространенная практика - приглашать медиума. Они делали такой общий сеанс, чтобы обсудить придет к ним дух умершего предка или не придет. Могли использовать и доску Уиджи - специальная доску, на которой находились буквы в алфавитном расположении и слова "да/нет". Через эту доску можно было задавать вопросы. Как показывала практика, воодушевленные и напуганные люди сами отвечали на свои вопросы как хотели. Так и получался тот самый спиритический сеанс.
Экскурсии такого формата нетипичны для краеведческого музея. Кромешная темнота, мистические персонажи, обостренные чувства и полное погружение в традиции славянского мира... Путешествие по неведомым тропинкам запомнится надолго, делятся посетители.
- Сегодня мы пришли в краеведческий музей и увидели его с другой стороны.
- Мы видели Русалку, Кикимору. Они не были страшными.
- Я приехала на месяц в Россию и решила посетить этот музей, так как я совсем мало знала про все эти традиции.
- Мне все понравилось, актеры были просто шикарными. Всё живое, все не стоит на месте. Мы раньше вообще игнорировали такие вечера, ходили только на экспозиции. Будем ходить теперь постоянно.