Это центр Волновахи в марте - один из неравнодушных людей снимал сразу после освобождения - видеодокумент для потомков. Разрушенные жилые кварталы, Свято-Тихвинский храм, автовокзал. В марте 2022-го здесь начался ад.
Три дня нас обстреливали с "Ураганов", с "Градов", с "Тайфуна" - с чего угодно. *** Ставили свои танки между домами - у людей спрашивали: а кто повыезжал, чтоб потом попрятаться по домам и издеваться над нами дальше. Это невыносимо, это не люди, это фашисты самые настоящие.
Силы ВСУ сконцентрировались в парке и окрестностях. В церкви разместилась пулеметная точка.
ВОЛНОВАХА. ФЕВРАЛЬ-МАРТ 2022.
Борис:
- Впечатление такое, что надо мной летали электрические столбы и железнодорожные цистерны - вот такое вот это за день - 2-го в ночь разбило хату всю.
- БМП, танки сконцентрировались в районе танка тут вот...
Второго числа, к девяти вечера, штурмовая группа войск ДНР захватила этот опорный пункт. 12 часов боя - в ожидании подхода своих. В тактическом отношении это очень важная точка на трассе Донецк-Мариуполь. Наши подразделения пытались пробиться к ребятам, ведущим бой в окружении. Не успели. Утром третьего здесь все погибли.
Позже, когда район автовокзала освободили, увидели невероятное.
И эта история так бы и осталась легендой Горловской бригады, если бы не военкор, главный редактор журнала "Спецназ России" Павел Евдокимов, который открыл её миру, узнав подробности от участников освобождения города.
«Русский», «Кокс» и «Рома» - трое бойцов - держали позицию у храма. Роман Комащенков погиб на пороге. Виктор Леваков (позывной "Русский") и Андрей Дорохов ("Кокс") были найдены сидящими спина к спине перед Царскими вратами - местом, откуда священники начинают вести все великие службы.
Ноябрь 22-го. Курск. Эфир наших Вестей. Открытие мемориальной доски на стене колледжа культуры.
Для Вестей "Курск" это вдвойне тяжелый репортаж: погибший герой СВО — муж Валентины Леваковой, нашего звукорежиссера. У них осталось трое маленьких детей. Виктор упокоился в земле Донбасса, на защиту которой встал добровольцем в самом начале спецоперации.
Ирина Левакова, мать Виктора Левакова:
"За спины он не прятался, всегда помогал ребятам, выручал. И в Волноваху они пошли, он был старшим штурмовой группы... Вот так..."
Декабрь 2016-го. Конференц-зал нашей телерадиокомпании. В конце года он на пару часов превращается в площадку для детского утренника.
- Споет с нами песню о елке! - Вот! - то, чего я ждал!
Виктор Леваков получил образование хореографа, успел поработать по первой специальности. Поэтому на мемориальной доске в колледже написано "студент и преподаватель". И такое вот фото - в бабочке.
А профессиональным военным он стал после срочной - в 2014-м. Четыре года по контракту в ракетной бригаде. Рвался в Сирию - не случилось. В 19-м вступил в ряды армии ДНР. И вместе со службой шла жизнь. Рождались дети... Трое. В свободное время - все, как у всех: заботы, прогулки, поздравления друзьям...
- Поддерживать друг друга.
- Ой - резинка - смех.
- Вот на такую высоту делать?
- А с задачею трудной самой папа справится, дайте срок.
3-го марта 22-го года Виктор Леваков и Андрей Дорохов, скорее всего, понимали, что срок их жизни и службы истекает здесь и сейчас. Вместе с кровью, залившей святое место - последнюю позицию у дверей алтаря.
Потом в пространстве, которое принято называть информационным, появятся слова: "в храме оставались трое. Два русских воина. И — Бог".
Сначала разошлись слухи, что тела их были заминированы всушниками. Павел Евдокимов несколько раз уточнял - оказалось нет. Нацисты побоялись их трогать - даже мертвых. Как раз по этой причине - вдруг рванет. Так ребята и дождались своих.
"Такую смерть нужно заслужить, — сказал «Скиф» - командир отделения. В храме, спина к спине, с оружием в руках, истекая кровью… И чтобы враги боялись к тебе подойти."
А еще, чтобы в Горловской бригаде хранили икону из храма твоего подвига - в память о погибших воинах 3-го мотострелкового батальона.
И чтобы на Пасху священник спел славу Всевышнему прямо перед местом твоей гибели.
Памяти Виктора Левакова, Андрея Дорохова, Романа Комащенкова.