Казалось бы, зачем рисунки, когда есть экшн-камеры, позволяющие видеть бой изнутри? Коптеры, дающие представление о масштабах боевых действий?.. Но у художника - другие задачи: рассказать об увиденном через образы. Денис Гаврилейко создает целые батальные циклы, посвященные настоящему и прошлому. Города Донбасса на его этюдах будто стерты войной, которая год за годом подступала все ближе. На этом полотне - "говорящие детали": бойцов Гаврилейко пишет в стоптанных ботинках и заштопанном "камуфляже" - это ключ к пониманию того, какой ценой дались российской армии две чеченские кампании.
Денис Гаврилейко, художник:
- А художник не может без эмоций! Честно говоря, я не могу объяснить! Я насколько себя помню еще с детского времени, я еще в школу не ходил даже, а эта тема уже присутствовала в рисунках детских.
По сути, он пишет свое поколение, чья юность и молодость пришлась на вторую Чеченскую, зрелость - на СВО. У всех воевали деды, у многих отцы прошли через "Афган". Его оружием стали карандаш, кисти, мастихин - и это тоже служба, переходящая в служение.
Денис Гаврилейко, художник:
- Одной из задач и стоит моя такая служба - прославлять этих людей своим творчеством.
Он возвращает из небытия забытых героев: находит фотографии, общается с боевыми товарищами - художнику важна документальная точность батальных сцен. Чтобы рассказать о подвиге нашего земляка Сергея Костина и его подразделения, Гаврилейко отправился в Дагестан вместе с ветеранами ВДВ. Выходил делать этюды засветло, к середине дня камни раскалялись от высокой температуры. В августе 1999-го десантники первыми встретили боевиков, рвущихся из Чечни, - это был пролог новой войны.
Владимир Армашов, председатель Ассоциации поддержки десанта Курской области:
- Мы же были практически в те дни, когда воевали там десантники. Я посмотрел, с какой экипировкой: это и минометы, и гранатометы, и снаряжение, не считая стрелкового оружия - на них столько было... Мы там были налегке: в футболках, шортах и кроссовках...
С началом СВО Гаврилейко начал работать в зоне боевых действий, одним из первых российских художников. Он часто пишет военный быт, делает наброски портретов бойцов и волонтеров. Вот "Старшина" - это позывной курского ветерана ВДВ Виктора Носова, доставляющего помощь на передовую.
Виктор Носов, волонтер:
- Я впервые... Я пришел тоже на выставку вместе с вами, смотрю и... я опять там! Я опять там. Так же окопы, в окопах ребята, закутанные, может быть, неказисто выглядящие, на ком-то мешковато висит снаряжение, но дух в глазах! Нормальные ребята, все хорошо.
Гаврилейко продолжает работать над циклом, посвященным СВО. То, что происходит "за ленточкой", требует осмысления, в том числе художественного. Карандаш и краски могут быть точнее, чем объектив.