- Посмотрите, какая штука тут. Мы, когда лепим кожлянского петушка-подсвечника, мы прям не глядя на две части разделяем. Не приглядываясь, что получится. Вот это на хвост. Потому что большой кусок.
Часть, что поменьше - на голову. Таких петушков, которые сегодня лепят дети - делали к Рождеству жители Кожли. Ставили птицу со свечой на спине у вертепа. Древний промысел - изготовление кожлянской игрушки - дошел до наших дней благодаря двум мастерицам - Ольге Дериглазовой и Валентине Ковкиной. Их дело продолжает Елена Растороцкая. Передает опыт своим воспитанникам.
Леля Белимова:
- Бывает сложно. Потому что глина бывает твердая. Ее нужно замачивать. Ждать. Надо выглаживать много царапин. У меня есть недостатки. Но я стараюсь их убирать. Подобные вещи я уже лепила. Но это будет подарок.
Дарят, собирают для себя, участвуют в выставках и конкурсах. В том числе тех, где работы оценивают искусствоведы. Это стимул, чтобы выполнять игрушки максимально близко к традиции, сохраняя формы, орнаменты, сюжет. Есть и более широкие конкурсы, на которых оценивается умение работать с глиной. Такой проводит Академия керамики Санкт-Петербурга. Куряне не раз бывали в числе лучших. Победителям - поездка в Артек.
Елена Растороцкая, педагог дополнительного образования Дворца пионеров и школьников г. Курска:
- Мне хотелось бы показать работу нашей выпускницы Вики Машошиной. Она с этим участвовала в конкурсе Академии керамики, чтобы попасть в Артек. Это набор предметов.
Эта посуда - ручной лепки. Руками любит работать и сестра Виктории Кира. С глиной на "ты" давно. Несмотря на опыт, на этом занятии допустила большую ошибку.
Кира Машошина:
- Маникюр очень сильно мешает. Царапаешь игрушку. И трещины сложно замазывать. Если не замазывать , игрушка развалится в печи. Чем пожертвуешь ? ногтями или увлечением? Наверное , я все таки не буду делать ногти. Очень сильно мешают.
Программа "Керамика" имеет два направления. Кроме традиционного, где дети изучают и создают кожлянскую игрушку, работает декоративное. Здесь можно дать свободу фантазии.
Аля Шевлякова:
- Я леплю тыкву, а там живет совушка. Вот так это выглядит. У меня есть несколько таких тыкв, и я хочу сделать тыквенный город.
У кого-то тыквенный город, у кого-то кабачок - многоэтажка. Это прием "сказкотерапия", делится педагог Татьяна Ермакова. Дети придумывают сюжеты, создают необычные образы.
- Я тыкв много слепил. Решил свистульку сделать. Это третья в динозаврьей форме Так свистулек 10 наверно у меня. Свистит. Доведем до совершенства.
Глина - уникальный материл. Занятия лепкой рекомендуют медики, психологи.
Татьяна Ермакова, педагог дополнительного образования Дворца пионеров и школьников г. Курска:
- Работа на гончарном круге успокаивает. Это сильный релакс. Расслабляются нервные окончания, кисти рук. И в целом снимаем напряжение детей.
После того, как программа «Керамика» выиграла в проекте «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование», открылись новые возможности. Были закуплены гончарные круги, комплексы ручных инструментов, и муфельная печь с сушильным шкафом. Такое оборудование, говорят педагоги , есть не у каждого профессионального гончара.