Судьба Любови Троценко – незавидная: вынуждена скитаться по России вслед за сыном и малолетними внучками. «Мне всего 65», – говорит женщина, – «знаю, что выгляжу старше…». А такой она, улыбчивой нянечкой в детском саду Шахтерска, была до гражданской войны. Удары ГРАДов пережидали в подвале.
Любовь Троценко, пенсионер, беженка из Украины: «Спасали вот эти толстые стены, потолки. Но те люди, которые нас вывозили уже потом, ополченцы, их всех поубивало. Они возвращались других вывозить - и всех их поубивало».
С 2014 года в регион прибыли около 130 тысяч граждан Украины. По «нагрузке» – это пятое место в стране. Вначале главное было – накормить и успокоить людей. Потом начались проблемы и взаимные претензии. С одной стороны - Андрей Тюхтя, воспитывающий детей один, не может получить статуса многодетного отца, а их большая семья – быть признанной малоимущей. Хотя все они уже - российские граждане.
Елена Комкова, председатель комитета социальной защиты населения г. Курска: «Все равно будет камнем преткновения, конечно, прописка».
Нет постоянной прописки – нет льгот. И главное – нет своего угла.
Андрей Тюхтя, многодетный отец, беженец из Украины: «Не просить никак, как они думают, что я хочу, чтобы они мне подарили квартиру. Соцнайм, как обычно, дают людям и что было жилье. Чтобы я не бегал туда-сюда».
С другой стороны, официальные органы Курской области опасаются, что дети – способ манипуляции для получения квартиры по соцнайму. Бабушка-пенсионерка и трое несовершеннолетних девочек – семья претендует на три комнаты. Но без статуса «малоимущих» это невозможно. Да и программа переселения соотечественников, проживающих за рубежом, жилья не предусматривала.
Сергей Москвин, и.о. начальника управления по учету и распределению жилья г. Курска: «То есть, к сожалению, приобретать жилые помещения для постоянного проживания должны сами граждане и за счет собственных средств».
Если бы глава семьи решил поискать домик под Курском, тем более, что бабушке явно требуется свежий воздух, то имел бы пакет социальных льгот. Однако мужчина эту возможность даже не рассматривает, он твердо решил остаться в областном центре.
Елена Комкова, председатель комитета социальной защиты населения г. Курска: «Рассказывал Андрей Валентинович вам, что он с 14-го года на территории Российской Федерации - 6 лет? Он как-то немножко не нашел себя и не нашел места, где можно было бы дальше создать свой домашний уют».
Андрею Тюхте не обойти закон. Но после его обращений к руководству города и в органы соцзащиты к семье - большее внимание. Обещали обеспечить продуктовыми наборами, предлагают подумать о патронате, путевки в лагеря и бесплатное питание в школе дети уже получают. Подключилась и наша телерадиокомпания: после официального письма в Пенсионный фонд бабушке выплатили пенсию за 4 месяца – ей отказывали в связи с отсутствием регистрации. Но формулировка закона «постоянное проживание» все-таки позволяет сделать выбор в пользу бывших беженцев.