По «серой зоне» - на максимальной скорости. Мосты, участки трассы вдоль лесополос, резкие изгибы дороги. Есть риск засады вражеской диверсионной группы. Ну а сверху в любой момент может спикировать беспилотник. От него защищает РЭБ на крыше и иконка святого в салоне армейского джипа.
Позывной «Кокос», сотрудник военной полиции:
- Просто дроны разбиваются и не взрываются. Я говорю, это просто Бог нас бережёт. С нами и правда Бог. На нашей стороне. Всё будет хорошо.
Чёрная повязка и белые буквы ВП. На блокпостах, в приграничье Курской области, военные полицейские работают группами по 4 - 5 человек. У каждого бойца своя задача: Проверка. Контроль. Прикрытие.
- Хорошо! Проезжайте. Всего доброго Вам.
Виктор Зайцев, начальник военной полиции группировки «Север», позывной «Ростов»:
- Основная задача - это предупреждение и борьба с диверсионно-разведывательными группами противника. Враг уже понимает, что помимо передовых сил и средств министерства обороны, есть ещё сзади, подразделения военной полиции, которые осуществляют контроль перемещения как воинского, так и совместно с МВД гражданского транспорта.
До линии соприкосновения - двадцать километров. Слышно, как работает артиллерия. На дороге - большей частью машины с чёрными, армейскими, номерами. Идут на боевую задачу, либо возвращаются в тыл.
- Поверка связи. Как слышите меня. Из какого подразделения?
Проверяют и легковушки. Перевозка оружия на особом контроле. Пистолеты, автоматы, патроны. На каждый боеприпас должны быть документ.
Позывной «Гюрза», сотрудник военной полиции:
- Если оружие не закреплено, то провозится разбирательство. Вызывается командование части. Если усматриваются признаки преступления, то уже соответственно вызываются дознаватели, дознаватели проводят проверку.
В задачу военной полиции входит в том числе и защита основных транспортных путей. Эти дороги - стратегический объект.
Александр Ревунов:
- Все блокпосты, тщательно укреплены. Помимо вот таких мешков с песком, здесь расположены и бетонные блоки. Это нужно нас лучей воздушной тревоги. До сюда долетают вражеские ФПВ дроны.
Почти каждый из сотрудников военной полиции имеет боевой опыт. И хорошо знает, как действовать в случае возникновения ЧП. У одного из бойцов подаёт сигнал дрондетектор. Это значит, что над нами завис беспилотник.
- Далеко. Если при минимальных движениях можно занять укрытие, то лучше занять укрытие.
Бойцы с черно-белыми повязками сопровождают военные грузовики и колонны с эвакуированными жителями. Патрулируют приграничные села и деревни. Есть у них тут ещё одна миссия.
Александр Ревунов:
- Сотрудники военной полиции выполняют и гуманитарные задачи. Они привозят в приграничные сёла и деревни - продуктовые наборы, гигиенические, медикаменты и все это раздают людям. Работают там, где обычные волонтеры не могут находится. Это слишком опасно.
В песочнице так и остались детские игрушки. Люди спешно покидали свои дома. Огороды и сады уже заросли. Бродят полуодичавшие животные. На все село - четверо жителей. Их и навещают военные полицейские.
- Саныч! Привет дорогой!
- А я только с огорода пришёл. Слухайте сюды: война - войной. А работать надо! - Это правильно.
- У меня всего хватает!
- Это презент от души. Его нельзя не принять
- Не понял, я глуховат.
- Это от души. Надо брать
- Ну хорошо!
От переезда в ПВР, либо к родственникам в безопасные районы местные отказываются по разным причинам. Боятся оставить дом и хозяйство. Хоть и бывает страшно. По ночам к ним часто залетает Баба Яга. Тяжелый украинский беспилотник.
Алексей, местный житель:
- Не боязно?
- Я на Кавказе служил, мне как-то...я больше переживаю за мать, вот там дальше живет и теща дома старая. Две пенсионерки. Дочку то я вывез. В Белгороде, у родственников. Сын сейчас служит. Призвали тоже.
И вновь, машины военных полицейских выдвигаются на патрулирование. В руках черно - белый жезл, но и автомат всегда рядом. Работают в тесной связке с коллегами из других подразделений
- Награждение медалью за храбрость.
Для Андрея Муромцева это уже не первая госнаграда. После мобилизации он успел повоевать под Марьинкой, был разведчиком на бахмутском направлении. Получил ранение. Прошёл реабилитацию, и вот теперь снова в строю. Но уже в военной полиции. Его пост расположен как раз напротив памятника героям Великой Отечественной войны.
Андрей Муромцев, старший регулировщик, стрелок:
- Мы знаем, что мы потомки великих людей, которые остановили распространение фашизма. Знаем, помним, историю учим и поддерживаем стремимся избавить наше будущее потомство от вот этой всей чести которая на нас надвигается.
И с этой задачей военные полицейские справляются достойно.