В сторону Глушковского района выдвигаемся в 4 утра. По расчетам волонтеров, на месте мы должны быть с рассветом. Есть заявки по эвакуации – родственники местных жителей просят забрать их из приграничья
— Помимо эвакуации однозначно — это раздачи гуманитарной помощи и обязательно если встретим домашних животных покормим домашних животных, — говорит Алексей Золотарёв, депутат Курской областной Думы.
Небесный триколор для нас как знак, что наша поездка пройдет хорошо. Ребятам часто приходится уходить от преследования дронов. Останавливаемся в Рыльске, чтобы забрать продукты для местных жителей, и корм для собак и кошек, которые бродят по опустевшим улицам. Наш водитель заклеивает фары красным скотчем. Для того, чтобы свои не приняли за вражеское ДРГ. Едем по грунтовкам - единственный путь, который остался после того, как ВСУ-шники взорвал мост.
— Дальше становится всё опаснее И здесь уже небезопасно.
Надеваем защиту. Без касок и бронежилетов дальше нельзя. Начинается зона, где работают вражеские БПЛА. Прежде чем выйти из машины, выбираем место, чтобы скрыться от вражеских дронов. Помогают густые кроны деревьев.
— Тут через речку Украина уже рядом.
Нас сразу окружает стая собак.
Сильно голодными собаки не выглядят: добрые люди помогают животным.
— С кормом нам помогают волонтёры. Они со всей страны присылают. Где-то мы сами бывает, закупаем, если нет возможности его передать у волонтёров или нет времени для того, чтобы его забрать. Мы сами покупаем и кормим собак, — объясняет Алексей Золотарёв.
Отправляемся по первому адресу. Здесь живут пенсионеры. Несколько дней назад их родственники подали заявку для того, чтобы приехали волонтёры и эвакуировали их в Безопасное место.
Хозяева просят подождать, а мы снова прячемся под деревьями. На вопрос: «Хотели ли выехать?» пенсионер отвечает – «Хотел».
— Давайте, пока мы приехали, быстро собирайте вещи, которые у вас есть, первой необходимости. Садимся и уезжаем.
Но Сергей Цыбулькин передумал, говорит: не на кого оставить скот. Волонтеры предлагают выпустить животных и всё-таки покинуть село.
— А я уже привык, мне всё равно уже. Попадёт — попадёт, не попадёт — не попадёт. Обстреливают и ночью, и днём. Сейчас затишье. Обычно с утра, часа в 4:00 начинается. Хозяйство выпускают, они подрываются на минах. Много, жалко, конечно, — делится Сергей Цыбулькин.
Ребят оставили ему несколько пакетов с гуманитарной помощью и попросили излишки раздать соседям. Пожимая руки, желает: «Хорошо добраться».
Направляемся в Коровяковку, до нее десять минут езды. Сергей Заика недолго прожил в пункте временного размещения, но решил вернуться домой.
— Я Железногорске жил 2 месяца. А меня тянет в деревню. Ну если я здесь родился, я здесь вырос… — говорит Сергей.
Дедушка живет один, днем управляется по хозяйству, а вечера проводит в компании соседей, в общем дел невпроворот.
— Телевизор вечером, а так днём… Сейчас пойду к соседу, у него надо управиться: гуси, утки, куры.
В домах теперь нет воды, света и газа. Вечером спасает генератор. Сергей Викторович жалеет, что не успел вовремя собрать урожай. Половина картошки сгнила прямо в почве.
А это районный центр — поселок Глушково. Почти все объекты инфраструктуры разрушены. Кинотеатр, администрация района и дом пионеров.
— Здесь дети ходили до последнего. Здесь была и обновлённая база так скажем для образования дополнительного образования детей — это здание до последнего функционировала и его посещали дети.
Добровольная эвакуация в Глушковском районе началась 9 августа. Первое время местные жители к такому послу относились несерьезно. Но все же осторожничали и эвакуировались. И эвакуировались- кто-то самостоятельно, на своих автомобилях, часть вместе с волонтерами. И только когда по мосту, который является основной дорогой в район противник начал бить Хаймерсами, глушковцы осознали всю серьезность ситуации. К тому моменту округ покинули более половины жителей.
Александра Никитенко из родного Глушково уехала 18 августа.
— Я эвакуировалась, когда мост последний раз ударили последний раз в пятый раз.
Сюда приезжает, чтобы присматривать за своим и соседскими домами. Привозит продукты из Курска, ночует в Глушково.
Пока разговариваем с местной жительницей, срабатывает дрон-детектор. Волонтеры такие рейсы в Глушковский район устраивают несколько раз в неделю. Ребята местные. Оставить земляков в беде не могут. С самого начала эвакуации они на автобусах вывозили людей по грунтовкам, переправляли через реку. Сейчас поддерживают тех, кто решил остаться
— Возвращаться ещё рано так как дроны всё равно прилетают всё равно прилетают, — говорит Алексей Золотарёв.
Поездка прошла спокойно - дроны нас не заметили. Мы возвращаемся в Курск, волонтеры уже планируют очередной рейс в приграничье.