Виктория Шурыгина:
- Кафедральный собор Успения Божией Матери всегда был духовным центром Рыльска. Городской парк культуры и отдыха, где мы сейчас идем, когда-то был соборной площадью и начиная с 1812 года именно отсюда отправлялись рыльские полки на войну. В августе этого года здесь было многолюдно: люди, которые эвакуировались из приграничных районов области, останавливались здесь, чтобы отдохнуть и обратиться за помощью в храм. Ее начали оказывать с первых дней и буквально с первых часов вторжения ВСУ.
Почти сразу пациентов начал принимать медпункт при храме. Одной бабушке было 99 лет и 9 месяцев! Ей оказали первую помощь и передали медикам скорой.
Светлана Алипова, медсестра:
- Очень много было ожогов, осколочных ранений у населения. Также люди с психологическими травмами, которые все видели, все проходили через это. Это было время очень тяжелое.
Сегодня чаще обращаются за противовирусными - сезон простуд и гриппа. Согреться бойцам помогают самодельные печки. Матушка Ксения спешит к волонтерам - забрать первые буржуйки.
- Сейчас едем все и проверим. Мне самой интересно.
Ксения Харина:
- Там есть опытный образец - первая буржуйка, поросеночек. Такой вот образ у них. Это хорошо, что никто не теряет вот этого позитива, знаете, детского такого задора.
А вот и те самые "поросята". За работу взялись таможенники. Теперь парни смогут работать в тепле: недалеко от храма сняли бокс.
Задача - обогреть и накормить. В первую очередь - военных. Дорога к храму бойцам хорошо знакома. Волонтеры готовят обеды, передают свежий хлеб и сладости, вязаные носки и теплые вещи, белье. Боец с позывным "Лапа" - от слова "лапулечка" - так назвала маленькая племянница - приехал за перчатками и мешками.
Позывной "Лапа":
- Матушка Ксения нам помогает, очень сильно помогает. Здесь слов благодарности, мне кажется, мало, их просто всеми словами не выразить.
На прощание - теплые объятия и благословение.
- Дааа, с Богом, мужики.
Она строга как боевой командир. Рано встает и поздно ложится. Её день расписан по минутам, а телефон разрывается от сообщений. Чтобы их прочесть, мне нужно минимум два часа - делится матушка Ксения. Её просят помочь найти близких, купить лекарства или стройматериалы. Вокруг себя она собрала таких же неравнодушных - прихожан храма и не только. Сейчас в "штабе" - почти 300 человек. Александр Самойлов - учитель физкультуры и технологии.
Алексей Самойлов, волонтер:
- Окно какое-то у меня в расписании - я стараюсь прийти помочь здесь. Иногда даже приходилось - я проводил уроки дистанционно, отсюда, из храма, если интернет ловит достаточно хорошо.
Волонтеры помогают не только военным. Бабушкам и дедушкам, которые не смогли оставить свои дома.
- Там рвы везде, написано: мины, мины, мины... То есть проехать к нам нельзя. Только вот мы пешочком ходим лисьими тропами.
- Спасибо вам, спасибо, благодарны.
Вера - то, что объединяет воинов и волонтеров. Бойцы чувствуют духовную поддержку. Заходят в храм.
Позывной "Спартак":
- У меня работа самая опасная, все время езжу. Приходится уходить от FPV, под ракетные обстрелы уже попал три раза на переправах. С молитвой, с Богом и проезжаем. Господь сохранит жизнь.
Протоиерей Александр, настоятель Успенского кафедрального собора Рыльска:
- И они все удивлялись - что ты там шепчешь? И прозвали его "колдуном", дали ему потом позывной "Колдун". Понимаете, а он молился! Всегда призывал Бога на помощь. И вот прилете прилет к ним. Очень серьезный прилет был. И там, говорит, мы просто не должны выжить. Но выжили! Тогда они в один голос говорили: Коля, молись!
Молитвы за бойцов не перестанут звучать в Успенском соборе Рыльска. Под звуки работы ПВО и звуки старинных курантов.