Евгений Донец:
«Север, севера, северяне, а позднее севрюки. Версия об иранском корне в названии этого племенного союза возникла первой. Сев - значит "черный". И речка есть с таким именем. А еще Северский Донец. Опять же от иранского: Дон - река, Донец - речка. В общем Черная речка, Пушкин ни причем. Арапов Петра Великого здесь тогда еще в глаза не видели. А ираноязычные родственники скифов - вполне себе местное население».
«Посемье осваивало множество народов. Вот здесь на Кузиной горе на берегу Сейма жили в свое время скифоиды - до нашей эры. Кстати оседлые. Потом к ним подселились юхновцы. Последние скорее всего относятся к балтским племенам. А еще были черняховцы - это готы - германцы. И никто так надолго не задержался и не удержался, как наши предки - анты. Красивое название - праславяне, от которых можно провести нить к северянам - мощному племенному союзу на границе славянских земель и Великой степи».
Впрочем, нить от антов к северянам весьма суровая. За нею идем в музей археологии. И узнаем гипотезу номер два.
Александр Зорин, главный хранитель фондов музея археологии - и далее не титруем:
«Может быть более основательная версия: мы видим, что еще до сложения здесь роменской культуры существует племя северов».
Но существует оно на территории нынешней Болгарии. В конце 8-го века северы, они же севериты, устав от бесконечных войн с Византией, ушли туда, откуда пришли - за Дунай. Потом повернули на восток. И исчезли. Куда? Не к нам ли - на землю антов?
- Итогом этой встречи... Для антов были очень печальные, надо сказать, потому что выпадает очень большое количество кладов. Где мы и находим все украшения антского времени - гапоновский клад, куриловский: пальчатые фибулы красивые, гривны массивные, многочисленные подвески - это всё выпадает в землю, остается там невостребованным.
- А значит всех убили!
Не всех, но многих! - поправляет нас главный хранитель Александр Зорин. Антов, скорее, поглотили. Вместе с традициями, навыками и частью генетического материала. Может у северянина времен Руси таится что-то антское в костях.
- Сегодня ни один житель Курской области не может претендовать на то, чтобы считать себя этнически чистым потомком северян, хотя их кровь, наверно у нас осталась, в том числе и кровь вот таких людей из 11-го века... Как говорят специалисты, крепкий был мужичок, но получил стрелу в тазовую кость - наконечник остался, видимо было нагноение... Хромал - рядом с ним была в свое время палочка. И в конце концов таки умер.
Здесь происходили не только столкновения культур, но и взаимопроникновение, растворение предыдущих этносов в новых, только пришедших. И они обогащали друг друга.
- Посемье влилось в Киевскую Русь, когда Сейм вместе с другими реками на славянской территории объединял культурное пространство без разделения на Россию и Украину. И понятий таких не было. Впрочем, потомки северян оставили о себе память как о людях с непростым характером. Еще совсем недавно бытовало выражение "севрюком глядит", то есть не по-доброму, исподлобья. Ну а поговорка о севрюке, который "пашет, да колчан со стрелами за спиной держит" забылась лишь пару веков назад.
- Да, это скорее про условия жизни, потому что опять-таки эти поговорки и пословицы сложились уже туда дальше - к 16-17 веку. А те условия были достаточно суровые, даже более суровые, пожалуй, чем в северянское время.
- Северяне не исчезли. Они где-то здесь. В ком-то из нас. На один процент, два. А может, гораздо больше? Мы в северянское время еще вернемся - в новогодние дни - в предстоящих выпусках.