Евгений Донец:
«Как и обещали, возвращаемся в "северянское время", когда племенной союз в самом расцвете сил, неплохо зарабатывает и покупает свою относительную независимость уплатой дани. Хазарам. А Киевская Русь раздает права на входждение в состав всем окрестным, кавычки открываются, "индейцам"».
- Два билета на дневной сеанс для меня и моей скво!
- Могикане хорошие - Фенимор нам их сделал хорошими. Делавары их союзники. А вот гуроны, ирокезы всякие нехорошие. Северяне какие?
- Ну это опять-таки зависит от точки зрения. Потому что с теми же индейцами есть богатый этнографический материал, а тот же Фенимор Купер становился на точку зрения определенных людей, которые писали об этих племенах.
- Он их видел!
- И видел в том числе, но если бы он был французом и писал с французской точки зрения, то у него как раз гуроны и были бы наиболее благородными индейцами.
- А потому что они за французов были.
- Ложь не к лицу воину!
- У Нестора точно такой же взгляд. Он монах, во-первых. Во-вторых, он живет в Киеве.
- В Киеве живут поляне - они хорошие.
- Естественно он их так и описывает: люди смыслёные, нравом тихие. А вот их соседи, они живут зверинским образом, умыкают жен. Живут в лесу, молятся колесу в буквальном смысле слова.
Впрочем, это Нестор вятичей приложил - в современной картографии Москву, Калугу, Орел и Тулу, Липецк и Рязань. А северян - от Курска до Чернигова - удостоил лишь парой упоминаний.
Александр Зорин, главный хранитель фондов музея археологии - и далее не титруем:
«Пришел к ним князь Олег, поинтересовался, кому платят дань, сказали хазарам, бросьте это занятие, платите мне, северяне согласились и на этом всё закончилось».
Вторая ремарка летописца - радостная. О битве при Листвене, где Мстислав Храбрый с помощью северян победил брата - Ярослава Мудрого.
- Князь Мстислав со своими приближенными едет по полю боя, осматривает тела и говорит: вот как славно всё сложилось, тут лежит северянин, вот варяг, а своя дружина цела. Вот это для него было хорошо, и летописец его полностью в этом поддерживает - человек заботился о своей дружине!
Таков взгляд полянина, киевлянина, представителя уже древней Руси, христианина Нестора на иноверцев. Но, обратим внимание, славянское слияние и взаимодействие с соседями происходит без тотального геноцида. Восточней - в воронежском направлении - богатые хазары. Пройдешь десяток верст - донские славяне. Еще пара часов пешком - финно-угорское селище. И снова хазары, и так... далее!
Дмитрий Шипилов, реконструктор, автор проекта «Люди с Дона»:
«Хазарский каганат - его население было до 14-ти этносов. Конкретно здесь на севере Хазарского каганата проживало алано-болгарское население - выходцы с Северного Кавказа и выходцы тогда еще болгар из Приазовья - тюркское племя. Это славяне. И это мордовские племена - финно-угорская языковая группа. Представьте себе: сошлись люди, которые разговаривали на не то что разных, а совершенно разных языках, у которых была разная мода».
- Синематограф не знает границ и рас.
- Они по-разному выглядели в целом.
- Обезьяна наш общий предок.
- И они смогли научиться вот каким-то образом взаимодействовать.
- Потрясающий сюжет!
- Да, да, потрясающий.
- То есть это им для чего-то было нужно.
А северянам пришлось контактировать со всеми этими парнями на востоке, Киевской Русью на западе, и сохранять свою самобытность и имя до времен Ивана Грозного.
- Спустя столько столетий кого называть этим именем? То есть, есть какие-то обособленные группы потомков?
- Конечно есть, потому что мы в документах 15-16 века видим упоминание Северской земли. То есть это земля северян. Северов. И этот термин Северская земля, он существует и в этот период используется, как в Великом княжестве Литовском, так и в Русском государстве, и все понимают, что имеется под этим в виду.
Впрочем, в 16-м веке появилась новая номенклатура городов, и Курск был выведен из состава Северской земли.
- Были города северские, были польские - на поле построенные, были украинные, но вот как раз Курск входил в категорию городов польских. Он построен на границе поля. Новая крепость была поставлена, и он в число северских городов в это время не входит. В отличие, например, от Новгорода-Северского.
- Главное, чтоб поляки не услышали. А то не поймут.
Поле - по тем временам понятие не сельскохозяйственное, а географическое - как нынче Поволжье или Дальний Восток. А уж в украинные города входили подмосковные Коломна, Кашира и Серпухов. А еще Калуга и Орел. А об Украине в нынешнем понимании никто знать не знал. Кроме мифических укров, копающих Черное море. А здесь сливалась воедино Русь.
- У нас многонациональное государство Россия. И такие вот пересечения разных народов - это первые пробы пера умения жить рядом друг с другом, взаимодействовать, каким-то образом обогащать свою культуру совершенно разными народами.
- Сегодня вход бесплатный.
- Святой!
- О-о-о!
- На сегодня это все об исторической группировке "Север". А, как и чем они защищались, что умели и любили? - еще немного научно-популярной информации - в новогодние дни - в предстоящих выпусках.