Вот горшок пустой. Он предмет простой. Лепной. То бишь примитивный. Накануне, говоря о северянах, мы обещали к девушкам вернуться. Начнем с кухонной утвари — это их епархия.
Жила была волынцевская культура. И был у нее ремесленный центр - Битицкое городище — это под Сумами. Там на гончарных кругах создавали горшки не простые, с вертикальным венчиком, с орнаментом. Однако, не завод - на всех северян посуды не напасешься. И наши местные дамы вынуждены были пользоваться горшками такой же формы, только самолепными.
Вот такая керамика - по образцу Битицы, но без гончарного круга - отличительная черта дорогих курскому сердцу северян. Волынцевская культура канула в Лету, передовые технологии утерялись.
– Но те лепные сосуды, которые делались по образцу, они продолжали делаться вплоть до конца 10 века.
– А почему у вас горлышко бутылки кривое? А потому что это особое вино! Это особый сосуд.
– Да... И здесь — вот он этот лепной сосуд, изготовленный по образцу круговой волынцевской керамики, но уже в конце 10 века.
Музейщиков и реконструкторов часто спрашивают, а что важней: оригинал или новодел? Для науки - оригинал. Для посетителей - то и другое - в совокупности.
«Реконструктор отвечает на вопрос "как"? Он не может ответить на вопрос "зачем". Зачем мастер создал горшок в 10-м веке, возможно, не знал даже мастер – у него была задача, он его создал. Ну, необходимость там сварить суп, кашу, что-то еще - не важно. А мы можем узнать как. И непросто ответить, а рассказать и сделать это доступным. Для кого? В первую очередь для детей, подростков, чтобы сделать им историю интересней. Не засушить её научным языком, выйти за рамки привычного школьного образования, за границы школьного учебника. И погрузить подростка в мир раннего средневековья», – Александр Балашов, археолог, руководитель клуба исторической реконструкции и фехтования "Русь".
Говоря не засушенным языком - как же это клёво, погрузить себя в лето. Века этак 10-го. Когда клевало вот на такие крючки. А жили во всяких чудных домиках.
Это Шир, это Девоншир, это вообще Редшир... Вот - Тазово - "Дружины Неполки". К фестивалю 24-го года ребята здесь понастроили! - и с досчатой кровлей, и с гонтовой, и с тростниковой.
«Пережила крыша ураган, ливень, всё отлично, здесь живут люди», – Дмитрий Шипилов, реконструктор, автор проекта «Люди с Дона».
С кого бы Толкиен ни писал своего "Властелина", но в нашем славянском мире кольца - полезнейшая вещь. Височные. Прелесть, какой идентификатор.
Александр Зорин, главный хранитель фондов музея археологии:
«Есть семилопастные височные кольца с широкими лопастями - это вятичи, есть лучевые кольца - это радимичи, есть спиральные - соответственно северяне. Но!»
Это «но» кого угодно с ума сведет…
«Изначально здесь носились не спиральные, а как раз лучевые. Вот здесь у нас в экспозиции они, собственно, представлены».
Так мы открыли в чем польза женских украшений: спустя тысячу лет ученые докажут, что вы не японка. И не китаец.
«Можно осторожно предположить, что люди, выглядевшие как-то вот так, как я, проживали здесь тысячу лет назад».
С чего бы это?
«На наших погребениях, тех же самых даже хазарских, в Воронежской области или Белгородской, там тоже с тканями очень плохо. Ткани не сохраняются».
Зато сохраняются овечьи кости и обгоревшие льняные семена в зерновых ямах сожженных городищ. А тутовый шелкопряд и в северянские времена работал за границей - на продажу.
– Шелка там, парча - всё здесь могло быть...»
– Но наличие у племенного вождя шелковых тканей, хоть парчи, это не характерно для общего слоя населения...
– Ну, это да, естественно везде. Поэтому здесь мы показываем усредненный образ местного жителя...
Лен да шерсть - голому рубашка. Химпром - дело для настоящих женщин:
«Чтобы покрасить эту шапочку, она у нас, видите, двухцветная, для отделки мы использовали резеду - желтая, она у нас в поле растет, а для... Ну, не совсем получилось - зеленовато-бурый цвет - собирали хвощ и крапиву».
Лето прощай, мы снова в музей.
– Стенд не боевой, но место, вот, по нынешним временам боевое - Комаровка - Кореневский район. Дротик - 9-й номер – а стенд про что?
– Земледелие, скотоводство, промыслы. И здесь мы видим те предметы, которые использовали в быту повседневным образом. Это охотничий дротик, то есть предмет для охоты. А вот в центре вроде, как и топор, но какой-то необычной формы топор.
– Очень узенький, длинненький.
Этот топор мы сберегли на десерт. Добытый бортником - обладателем самой сладкой квалификации.
– То есть это человек, который в лесу находил дерево с дуплом, в котором находились пчелы. Он дерево помечал, чтобы все знали, что это его! И чтобы рой - новый образовавшийся - не улетел никуда, он в каком-то соседнем дереве с помощью вот такого топора выдалбливал еще одно дупло. Вот этот бортник становился владельцем уже не одной борти, а двух! – говорит Геннадий Стародубцев, директор музея археологии - далее не титруем
– А потом четырех, а потом в геометрической прогрессии, а потом бегал по всем деревьям с этим топориком и вырубал "Не влезай, убью!
– Совершенно верно, да!
Сейчас мы договоримся до наемных древолазов и зарождения капитализма в северской земле. Пора остановиться и задать себе вопрос. Топорик выковал мужчина, а еще наральник, дужку ведра. И мечом он махал, и украшения дарил, и в летописи попал.
А где результат женского труда?
«Женщины занимаются ткачеством, прядением, то есть подготовкой тканей».
... которые не сохраняются, стирают, убирают. А еще создают тепло домашнего... завтрака, обеда и ужина. И занимаются этим по сей день.
«Готовкой пищи, и вот как раз вот такие горшки изначально лепные делали женщины».
Хоть что-то в утешение. Вернулись к нашим горшкам - славно. С Новым Годом - кто посуду будет мыть?