Поля бескрайние, коровы бесхозные. Телефон фермера - Анатолия Тюнякина - забит подобными видео. Каждое - доказательство причиненного вреда.
«Вот представьте, здесь уже ничего не вырастет…»
Рогатое ОПГ, численность которого давно перевалила за сотню, регулярно вытаптывает и выедает насаждения. На некоторых участках зафиксирована 100% потеря урожая. В былые годы, вспоминает Анатолий, собирал по 50 центнеров с гектара.
Анатолия Тюнякина, директор фермерского хозяйства:
«Сейчас стыдно говорить, 23 центнера среднее, я убираю эту площадь, но там зерна нет, вытоптано…»
Сумма ущерба, скопившаяся за несколько лет, уже превышает 3 миллиона. Оплачивать счёт в "ресторане под открытым небом" коровы не собираются. Точно также, как и их хозяин.
«От деревни, я говорю, уже лет 5-6 не молотил. Они же выходят с деревни, на поле».
На дело «коровий рэкет» выходит ночью, рассказывают местные жители.
Нина Гридасова:
– Они, понимаете, как учёные, как только вечер, они по огородам
– Преступная группировка?
– Точно! Это терроризм.
Нина Гридасова демонстрирует ущерб. Раньше, рассказывает, погреб ломился от заготовленного на зиму. В этом году продовольственный запас пополняет не огород, а магазины.
– Это всё куплено, семена куплены, у меня остались только баночки
– То, что коровы не трогают?
– Да.
Переживают в селе не только за урожай, но и за собственную безопасность. Коровы, делятся жители, вальяжно разгуливают по улицам. Поэтому детей здесь лишний раз во двор не пускают. Заглядывают рогатые и в местный храм.
Отец Иоан:
«От изначального места выпаса порядка 10 километров. Вот дошло и до меня».
Спасания искали в интернете и в правоохранительных органах. Хозяин коров свою вину отрицает. Говорит, соседи травят его из зависти, воруют скот и портят его имущество. Нашу съёмочную группу мужчина убеждал - рогатые не голодают, запасы корма есть.
Ислям Дадаев:
– Нельзя посторонним заходить
– А почему? Мы хоть корма поснимаем. Вы же говорите, насыпаете
– Ну смотрите... Даже Россельхоз надзор приходит ко мне, одевается в белую одежду.
Без спецзащиты на территорию фермер нас не пустил. На вопрос о вреде соседям ответил: страдают не люди, а животные. Их травят химикатами, которыми сельчане спасают огороды.
Ислям Дадаев:
«Падает она. Попадает на поля. Травится и падает. Умирает, я имею ввиду. Они не вредят земле, плюс удобряют».
Любопытно, но к нашему приезду рогатые "испарились". Их спрятали - в один голос заверяют сельчане. На поиски коров ушло несколько часов.
Елизавета Букреева, корреспондент:
«Вот те самые бандиты, которые, по словам местных жителей, вот уже несколько лет держат в страхе всё село. Сосчитать, сколько их здесь и конкретно сейчас пасется, невозможно. Находятся они не на огороде, а на выгуле, на своей территории».
Чем закончится "коровий конфликт" - решат в суде. Фермер намерен подать апелляцию на запрет деятельности. А пока буренки продолжают кормиться на самовыгуле, устрашая местных жителей звуками «Му».