Борис Кутафин:
«Эта бронзовая мемориальная доска напоминает о страшных событиях сороковых. Фашистские оккупанты, войдя в Курск, показательно расстреляли 25 жителей. Тела они оставили здесь, перед медуниверситетом. Город оказался во власти убийц. Спустя долгие 15 месяцев к северу и северо-востоку отсюда наши войска пробьются в Курск, чтобы освободить его от нацистов».
На картах наступление всегда выглядит стремительным. Но стоит понимать, каких усилий оно стоило. Красноармейцы пробивались к центру. Курский ландшафт с его перепадами высот стал для немцев смотровой площадкой. Нашим рельеф местности только мешал. Фашисты усугубляли ситуацию. По некоторым данным, они гнали мирных жителей с вёдрами на склоны. Подступы покрывала ледяная кора.
- Северо-восточная окраина Курска. Берег Тускари. Повод поговорить о наступлении наших войск в 43-м году.
Владимир Коровин, доктор исторических наук:
«Рельеф местности - высокие обрывистые берега Тускари - они, конечно, создавали дополнительные препятствия для продвижения наших войск. Снежный покров в некоторых района курской области достигал глубины порядка двух метров».
Но почему же выбрали этот момент? Жуткую погоду перекрывала обстановка на фронте. После успеха Воронежско-Касторненской операции, образовалась брешь в немецких позициях.
Алексей Cотников, командир поискового отряда "Курган":
«Ставка это почувствовала. И по личному указанию Сталина 60-я армия, которая только что освободила Воронеж, была перенацелена на Курск».
1-го февраля началось продвижение наших войск. 3-го февраля освободили Черемисиновский район. 4-го - Щигровский. 5-го числа вплотную подобрались к селу Беседино Курского района.
Алексей Сотников, командир поискового отряда "Курган":
«Непосредственно на город с востока наступала 248-я курсантская бригада под командованием полковника Гусева Ивана Андреевича. Это была такая элитная часть. Утром 8-го числа эта бригада штурмом, с уличными боями заняла район вокзала».
Борис Кутафин:
«Старое здание больницы имени Семашко. Примерно два километра от вокзала. Кирпичные стены помнят те бои. И яростное бессилие немцев, которые начали сознавать поражение».
Алексей Сотников, командир поискового отряда "Курган":
«Немецкая артиллерия со станции Рыжково выпустили 9 тысяч таких снарядов, калибром 150 миллиметров. Военного смысла это имело мало. Просто была задача: израсходовать накопленные боеприпасы на станции Рыжково и причинить как можно больший ущерб городу».
Уникальные кадры. Трофейные. Немцы в Курске. Во время оккупации они сделали по меньшей мере четыреста снимков. Чем не туристы. По этим фотографиям и не скажешь, что плохие люди.
А это карточки из Госархива Курской области. На них убитые жители. По этическим соображениям не можем показать целиком. Вокруг города фашисты организовали несколько расстрельных полигонов.
Олег Аргунов, заместитель директора по научно-исследовательской работе Госархива Курской области, кандидат исторических наук:
«Самый известный - это Знаменская роща. Где за последние годы было найдено более 3000 останков. И вот подобного рода преступления – расстрелы издевательства сопровождали курское население в течение всей оккупации. Но это ещё полбеды. Над многими гражданами Курска проводили ещё медицинские эксперименты».
Возможно, поэтому во время прорыва советских войск немцы бежали, бросая вещи.
Алексей Сотников, командир поискового отряда "Курган":
«Где-то бросили мундир, где-то фуражка осталась, где-то книга, открытки немецкие, монеты, фотографии. Для нас это трофеи. Это такие драгоценные, в общем, символы нашей победы».
Освобождение Курска в некотором смысле стало легендой. Даже эксперты рассказывают о нём по-разному. Мы не знаем многих деталей, но ясно одно: Этот урок истории кому-то стоило бы выучить. Кто знает, когда придётся... отвечать.