Прежде чем рассказать свою историю Надежда долго собирается с мыслями. В непроизвольно льющихся слезах - полгода неизвестности и бесконечных поисков. В Гончаровке - три километра от захваченной укронацистами Суджи - остался супруг. В августе Александр наотрез отказался уезжать. Больше на связь не выходил.
Надежда Козельская:
«Не поеду и всё, заупрямился, буду дома. Я бы его не бросила, я бы сама не поехала, но мы убегали в посадку, в другом районе – пересидеть всего один или два дня, но не получилось. Туда уже въезда, возраста не было».
Заявление на поиск подано. Остаётся только ждать. Сейчас комитет региональной безопасности работает над формированием единого перечня пропавших курян. Предположительно, в него войдут около двух тысяч имён. Вопрос на контроле главы региона.
Александр Хинштейн, врио губернатора Курской области:
«Списки, с одной стороны, успокоят и родственников без вести пропавших... Они убедятся и увидят то, что никто не забыт и не брошен. Это важно и с точки зрения того, чтобы как можно больше людей в целом узнало».
Украинские телеграмм-каналы публикуют видео с угнанными жителями курского приграничья. На нём - старики, женщины и дети, вывезенные в Сумы.
Ноябрь 24-ого. Материалы противника. На кадрах односельчане узнают Юрия Спесивцева - народного мастера России.
– А вы родные братья?
– Да.
Юрий был хранителем традиций суджанской культуры - обучал подрастающее поколение гончарному ремеслу. Работы мастера известны во всей России и за её пределами. Сегодня его возвращения очень ждут коллеги. Представляя тёплую встречу и фронтовые 100 граммов.
Александр Савченко, заведующий ковровым отделением Суджанского колледжа культуры:
«За Победу, обязательно. Он, как и все, рассчитывал на то, что это временно. Провокация закончится и наступит затишье».
Затишья не случилось, добавляет Александр Савченко. Показывает гобелен, сотканный местными мастерицами в память о Великой Отечественной. Вот они, те же события - из общей композиции вырван лоскут, поделивший жизнь суджан на до и после.
«Мы даже не ожидали и не предполагали никогда, что это будет злободневно именно сейчас».
Поиски пропавших в приграничье продолжает и Красный крест. Волонтёры уже помогли разыскать почти полторы тысячи людей. Удивляет, говорят добровольцы-медики, как беда сплотила народ. Люди волнуются не только за родственников.
Андрей Мальцев, специалист по восстановлению семейных связей регионального отделения "Российского Красного Креста":
«Соседи приходят, подают заявки. У нас очень много заявок не от близких родственников СТЫК Если люди дорожат друг другом, то нужно искать».
Ищут. Обращаются за помощью к властям, многие представители которой находятся в такой же ситуации. У депутата Госдумы Ольги Германовой в Суджанском районе тоже остались родственники.
Ольга Германова, депутат Государственной Думы:
«Судьбу некоторых мы уж знаем, я думаю, что нас будут ждать дневники Тани Савичевой после Победы. Мы обязательно, каждую фамилию, историю каждой жизни восстановим».
А ещё постараются заново собрать архивы - не материальную часть, а ту, что передавалась из уст в уста - восстановить не только здания, но и их историю.