Шел поезд. И рабочие - с фабрики. Что было раньше? – вопрос яйца и курицы в массовом сознании.
С первым фильмом братьев Люмьер коллективное бессознательное сыграло... добрую, милую шутку. Все знают о "Прибытии поезда", кто-то добавляет - "на вокзал Ла-Сьота". Но это съемка 1896-го года!
А первый фильм в мировом синематографе –все-таки под занавес 95-го - "Выход рабочих с фабрики". И снова кто-то из "уважаемых знатоков" добавляет - "с фабрики Люмьер". Чтобы изобретать небывалое, свой заводик стоит иметь. Не обязательно свечной - братья производили стеклянные фотопластинки - 6 тонн в день. Тонну отходов в сутки сдавали на производство бутылок - французы!..
Удивительно! – основоположников научного "визуализма" мир запомнил такими - похожими на Эйнштейна. Но 13 февраля - в день взятия патента - им всего-то от роду... тридцать один - тире - тридцать три. Кто был раньше? – Огюст – организатор – на нашем, современном "не-русском" – менеджер. Или Луи – изобретатель. Аппарата по имени «Синематограф».
Внимание, знатоки, – вначале был Огюст – слева. Два года спустя, родился Луи – справа. А 130 лет тому вперед последователи раскрасили этот поезд – нам есть куда жать: просто огонь какие технологии освоило человечество за прошедший срок. Раскрашиваем, озвучиваем - что хотим, то творим.
Камера братьев - деревянная коробка.
Камера Германа Титова – металл, еще металл. С таким аппаратом второй космонавт планеты стал первым космическим кинооператором. Сняв её - планету - из него - из космоса.
Виктор Ефименко:
«Может она там была специально доработана как-то, но с однотипной, то есть "Конвас-автомат". Может чуть другой модели, но именно выглядела так. СТЫК Целый конструктор - тут несколько объективов, снимается электрический привод, ставится пружинный привод. 36 мм пленка - та, которой снималось профессиональное кино».
Виктор Ефименко – обладатель самой большой коллекции кино- и фото-аппаратов в Курске – под сотню экземпляров. И не только съемочной аппаратуры...
«Если нужно разорить маленькую латиноамериканскую страну - не помню, кто из политиков сказал - "подарите ей линкор". А в советское время появился перефраз этого выражения: "Если хочешь разорить друга - подари ему кинокамеру". Она потянет за собой всё остальное. Прежде всего проектор, а еще бачки, реактивы... а если уж очень сильно заинтересуется, то потребуется монтажный столик».
Огюст и Луи свои первые ленты снимали без монтажа – одним планом. Боевая подготовка альпийских стрелков – что здесь монтировать? "Удивительный и неосознанный комический эффект" – так, спустя сотню лет, оценят критики этот... ролик. Кто сегодня назовет пятнадцатиметровый кусок пленки фильмом? А на заре киношной эры предприимчивые братья продавали билеты по одному франку за сеанс в одну минуту. В пересчете на нынешние цены можно посмотреть 7-8 полнометражных фильмов.
Вот Огюст кормит дочку – Андрюшу – "Завтрак младенца" - первое живое движение ребенка на экране. Но зрителей завораживала не столько юная Андре, сколько шорох немых листьев - деревья ожили на экране. А бутылку коньяка в правом нижнем углу кадра поставили обдуманно - символ Франции, родины великих гуманистов, гурманов, и Люмьеров. У которых этого стекла... Да-да! – тонна в сутки.
А у советской власти в середине 20-го века появилась своя золотая рыбка. Продажная, валютная - в самом лучшем смысле слова - оптико-механическая отрасль.
«Они были на уровне мировых стандартов, мало того, они пользовались спросом, как и фотоаппараты, были своеобразной валютой».
Разнообразие отечественных камер поражает. Как и количество пистолетных ручек.
«Это достаточно эргономичная штука, во-вторых, это контейнер под батарейки у тех камер, которые электрические».
Виктор Ефименко не любит пластик. Настоящие раритеты — это дюраль, силумин – сплавы, одним словом. Легкая, как самолет, прочная, как танк – такой вошла советская кинокамера в историю 20-го века.
Танки, идущие по освобожденному Курску - эту пленку нашли в Красногорском архиве кинофотодокументов. И аппарат 71-го года рождения носит название "Красногорск". Совпадение? Не думайте – все просто – где завод, там и архив.
«Это уже профессиональный инструмент. К любителям, как правило, попадала редко. Ну и стоила дорого - тысячу советских рублей, я думаю, стоила эта штука»
Для любителей - целая линейка предложений. Взяв Киев - его хозяин мог вообразить себя агентом спецслужб. Передернул затвор - и слава герою.
"Хорошо в разведчиков играть. Чик-чик. Как будто микрофильмы переснимаю. Шпионские фильмы напоминает. Хотя на самом деле это вполне бытовая вещь - вся её ценность в мобильности - в карман помещается. Любому советскому человеку!"
Взрыв нефтяных скважин в Баку – первый пожар на кинопленке – оператору Люмьеров повезло оказаться в Российской империи в этот день. Самая терпеливая лошадь в истории кино – развлекаются кирасиры "де-Пардье" - по-русски говоря, из Пардье. А вот, собственно, русские – Москва, Тверская, день коронации Николая Второго. К третьему году жизни синематограф становится самым популярным пособием по географии. Лондон с Биг-Беном. Стамбул – путешествие в Турцию за один франк. И в Египет – пирамиды, камни, сфинкс – эти символы незыблемы – хватило бы обычной фотки. Но! - для "живой картинки" нужны живые люди. И верблюды.
Один фильм - один кадр. Однако, чтобы его выставить требовался математический расчет. Видоискателя у камеры еще не было - снимали вслепую.
«Сейчас нажал кнопку - снял. И получается столько контента мусорного, что никогда в жизни никто его не пересмотрит».
Этих людей унесла река времени. А на кадрах Люмьеров они плывут нам навстречу. Из 1900-го – год изобретения движущегося тротуара. Через три года взлетят братья Райт. А потом к аэропланам добавятся танки, пулеметы, подводный флот... 20-й век начинается. У братьев еще многое впереди – медаль за научно-технические достижения, две звезды на голливудской "Аллее славы" и даже именной астероид. Который где-то там поделили между собой Луи Жан Люмьер и Огюст Луи Мари Николя Люмьер – по-братски.