Анна Косторная родилась в 42-ом, супруг - Михаил, годом раньше, тогда их родная Суджа тоже была под оккупацией. Мама, вспоминает пенсионерка, рассказывала, над городом летали самолеты с черным крестом. По домам били авиабомбами. Не стало газет, радио, в окнах вместо электричества загорелись масляные лампы.
- И вот 80 лет прожили, разве думали, что это опять будет?
В то, что история сделает круг и все вернется - до последнего не верили. Но в августе, вместо немецких самолетов, над головами закружили украинские дроны. Вокруг - оглушительная канонада. Отрезанные от мира - от вражеских пуль и глаз прятались в подвале. В нашем было 10 человека, говорит Михаил, выжили, потому что сплотились.
Михаил Косторной:
- Кто с нами был, все живы. А так, много померло и молодых, и старых, и замерзла одна. Две недели не дожила до эвакуации женщина.
В последний путь односельчан провожали вместе. Из подручных средств мастерили кресты, на табличках писали имена и даты. На тележках пытались доставить погибших к домам. Хоронили во дворах и огородах.
Анна Косторная:
- У нас было два парня. Они женатые, жены уехали, а они остались да хранили. Там хоть какую могилку выроют, но всё равно хранили.
С каждым новым воспоминанием на глазах сильнее наворачиваются слёзы. Забыть такое не получится, а вот прожить, уверены психологи - необходимо. Речь не о профессиональной помощи, скорее, о человеческой: здесь выслушать — значит вылечить.
Владимир Пилипенко, волонтёр-психолог:
Лучше всего, когда есть рядом человек, который тебя любит и заботится о тебе и он готов помочь, не на уровне: не думай, это всё ерунда — это не про помощь. Нужно сопереживание.
Для поддержки эвакуированных курян волонтёры запустили проект "Психологи рядом". В нём - более ста специалистов из разных уголков России. Каждый - готов безвозмездно помочь и просит людей не боятся. Даже маленькая травма - может значительно повлиять на жизнь.
Наталья Феоктистова, руководитель волонтёрского проекта "Психологи рядом Курск":
- Психика начинает своими защитами не срабатывать и человек начинает реагировать на малейшие раздражители, но реагировать так будто атомная бомба разорвалась.
Такое состояние может привести к обострению психосоматических болезней, где волшебный препарат "я справлюсь сам" - бессилен.