Поисковый отряд «Курган» поднял очередной самолет

Экипаж подбитого бомбардировщика мог бы остаться безымянным, если бы не свидетели трагедии, произошедшей в конце октября 1942-го года под селом Ануфриевка. Поисковый отряд «Курган» поднял очередной самолет, но - ни номера двигателя, ни самого двигателя, которые помогают установить личности летчиков. Что успел крикнуть местным жителям погибающий стрелок-радист - в репортаже Светланы Герасимовой.

Алексей Сотников, командир поискового отряда «Курган»: «Наши летчики летали в оккупированный Курск. Они каждый раз не только фотографировали аэродромы немецкие, они еще возили с собой одну тонну бомб, которую сбрасывали. И немцы устремлялись вдогонку - в этот раз им это удалось -догнать и подбить наш самолет».

Спустя 78 лет подбитый бомбардировщик уместился в трех мешках. Пе-2 - «Пешка» - врезался в поле за селом Ануфриевка. Обшивку разбросало на полкилометра. Фрагмент за фрагментом поисковики двигались к эпицентру взрыва.

Виктор Носов, поисковик отряда «Курган»: «Нашли место падения самолета, но это оказалось место, с которого утащили все крупные детали металлические и сдали в металлолом - как хотите считайте их: мародерами или людьми, которые просто выживали, когда им жить не за что было».

Вперемешку с дюралем были кости. Все, что осталось от пилота и штурмана,- совсем маленькие кусочки. Где-то - полребрышка, где-то - один позвоночек...

Установить личности невозможно: после крушения - ни документов, ни номера двигателя, ни самого двигателя. Помог местный краевед: еще 40-к лет назад Геннадий Пушечников записал воспоминания односельчан. Они видели, как из горящего самолета выбросился на парашюте стрелок-радист. Подбежали к нему раньше немцев - успел назвать фамилию: Школьников.

Геннадий Пушечников, член Союза журналистов России: «Он понял, что никуда не уйдет... По всей видимости, еще был раненый... Он, значит, лег. А немцы, они ж тоже - не дураки: им неохота на рожон лезть. Они постреливали над ним, «над верхом». Чтобы его взять живым. Он отстреливался из пистолета».

В конце неравного боя летчик застрелился, Эммануила Школьникова похоронили в братской могиле. Со временем имя стерлось - на новой табличке его уже нет.

Здесь же, в Ануфриевке, похоронят пилота Ивана Остапчика и штурмана Леонида Степанова - экипаж в сборе, благодаря установленному имени стрелка-радиста. Сейчас останки хранятся в храме Архангела Михаила. Над ним 28 октября 1942 года пролетал уже горящий самолет... В Иркутске нашлись родственники командира экипажа Остапчика. Живы сестры и брат пилота.

Николай Абраменко, военный пенсионер, племянник пилота Ивана Остапчика (Иркутск): «Я обзвонил всех родственников. буквально всех!!! Вы не представляете, какая эта радость... Потому что эта неизвестность, она всех мучила. И все говорили: найдется он, все равно найдется рано или поздно!!! Вот прошло 78 лет - и он нашелся».

За последний бой экипаж был представлен к наградам. На маленькой братской могиле появятся три новых имени. Последнее, что успел крикнуть стрелок-радист: люди, не верьте фашистам! Мы вас не бросили - мы рядом. Скоро освободим.

Подпишитесь на Телеграм-канал Вести Курск!
Подпишитесь на канал Вести Курск в Дзен!
Подпишитесь на Вести Курск в Новостях!
Подпишитесь на Вести Курск в Google Новостях!