"Моя принципиальная позиция: не просто отреставрировать архитектурный памятник, а наполнить его новыми смыслами", - заявил Александр Хинштейн, говоря о судьбе усадьбы в Лебяжьем. Уже лет двадцать как, архитекторы и краеведы смирились с мыслью, что дом Новосильцева обречен на тихую смерть. Денег на восстановление у Курского района нет и не будет. Требуются десятки миллионов. Может, больше - без экспертизы никаких опрометчивых заявлений.
Мы на территории. Осинами не заросло - видно, что лужайки косят. Забор с колючей проволокой - защита от вандалов. Здесь школа милиции когда-то была. И много чего до нее. Объект культурного наследия регионального значения. Один только факт его передачи от области району - по современным законам нонсенс. Раньше было можно.
Светлана Дмитренко, заместитель главы администрации Курского района:
"Это был санаторий. Нам передавался как многоквартирный жилой дом".
Перевод из жилого в нежилой фонд, регистрация права на объект культнаследия, формирование участка в юридическом смысле - масса усилий потребовалась, чтобы "приступить к сохранению". Но дальше, по мнению районных властей, единственный путь - возвращение.
Здесь можно бы и закончить. Пусть юристы, финансисты и мастера реставрации изучают перспективы.
Но недавняя находка дайверов в Сейме не дает покоя - наш сюжет из теплого января.
Евгений Донец, корреспондент:
"Эта прелестная женская головка выглянула из ила и посмотрела на дайверов здесь - у моста в районе Лебяжьего. Казалось бы, откуда ей тут взяться? Вокруг никаких следов строений ни сейчас, ни в прошлом. Тут вспомнили, что совсем неподалеку усадьба Новосильцевых. Может быть когда-то эта статуэтка украшала богатые барские покои".
Дмитрий Петрушин, руководитель экстрим-клуба «Меридиан»:
"Работа ручная, такая качественная, интересная. Видно, как лежала, то есть, торчала практически одна голова. Вот это все черное - оно было в илу. И вот так вот она выглядывала - мы идем под водой, а она на нас смотрит с читающей книжкой".
Еще читается герб Новосильцевых на фронтоне, рассказывает Альбина Рождественская, начальник районного отдела культуры. "И ночью каменные львы лакают воду..." не из Невы - здесь наша река.
Альбина Рождественская, начальник отдела культуры администрации Курского района:
"- Это была открытая терраса с балконом второго этажа, с видом на плоский фонтан - видим здесь осталось немного - и на реку Сейм.
- Вот сейчас Сейм не увидеть, потому что заросло - американский клен...
- Очевидцы утверждают, что сюда прилетали лебеди, и гости могли видеть такую красоту".
После некоторых сомнений нас впускают в дом, неоднократно предупредив: ради Бога, смотрите, что над головой и что под ногами.
Двери открываются. И заставляют задуматься. В позитивном ключе.
Евгений Донец, корреспондент:
"Нет, ну, всё не так уж страшно. Нет ощущения, что мы сейчас провалимся куда-то. Ходить можно. Только осторожно. Балкон!.. А вот тот самый балкон, про который нам только что рассказывали - сейчас выйдем всё покажем. Ну, да, сейчас Сейм, конечно, с этого балкона не увидеть, но всё равно: ширь, красота! Ощущение эпохи".
А для зала второго этажа Георгий Александрович Новосильцев выписал из Германии рояль с "дорогой" (даже по тем временам!) надписью - "Блютнер". Гости пели. И пили.
Альбина Рождественская, начальник отдела культуры администрации Курского района:
"- Его называли винным королем. У него был здесь спиртовой заводик.
- Герб имел не по боярству, не по дворянству, а по богачеству своему?
- Совершенно верно! И по делу, которым он занимался".
Дело - это еще один заводик в Курске, а также содержание приюта, ремесленного училища - человек и... меценат. Неизвестно, знал ли винный король толк в архитектуре, но мастера выписал из Италии. За шесть стартовых лет двадцатого века закончил домик с колоннами, пилястрами и чудесными полукруглыми нишами.
Евгений Донец, корреспондент:
"То, что всегда и всех впечатляет в старых домах- даже если бы и сталинской эпохи - эркеры. Такие ниши в виде балкончиков, но полностью закрытые - это часть комнаты, где можно почувствовать некое уединение и увидеть природу. И к слову, вот такие эркеры, они располагались с двух сторон от двери, которая вела на балкон. Потом - в бытность школы милиции - появилась вот эта перегородка, тут и еще несколько перегородок появилось. А мы сейчас посмотрим, где второй эркер - там за стеной. Ах вот как! Тут вторая такая же дверь на балкон и второй эркер - буквально зеркальная комната. Если снести перегородку, то увидим, как это было в самом начале. Ну, и, извините за банальность, магия телевидения, да? Быстро-быстро перемещаемся, и вот так это всё выглядит снаружи - гораздо более роскошно, чем изнутри".
Картины былого богатства сменяются ощущением безысходности, когда бредешь по темным коридорам, и мальчики советские в глазах.
Евгений Донец, корреспондент:
"Остатки советского наследия, так понимаю на стенах...".
Девочки и мальчики эпохи позднего Союза вспоминают в интернет-пространстве - здесь лагерь был. Роскошный. Детский.
Евгений Донец, корреспондент:
"Комментарий в соцсетях - одна из подписчиц выложила - отдыхала здесь по молодости лет. Начало 90-х годов. Два фото. Две эпохи. В одном кадре, с одного ракурса".
Вот так ходишь в темноте, ходишь - а потом бац! - и вторая смена ощущений.
Евгений Донец, корреспондент:
"Несмотря на то, что часть потолка обрушилась, лепная розетка сохранилась довольно-таки хорошо, там, сзади, витражи - они, конечно, советского времени, но, вот, до сих пор оживляют... и придают некоторую солнечность этому помещению".
Будем надеяться на третью смену ощущений. Когда пройдут холодные дни и для старинного дома наступят теплые радостные реконструктивные времена.
Покинув усадьбу, на остановке в Лебяжьем неожиданно поймали себя на мысли: а сколько раз за эти пять минут мы произнесли слово "ощущения"?
Пять. Это шестой.