Заслушалась не только спутница, но и та самая Роза - героиня фетовской лирики. Ускользающая красота. Под тихий шепот ветра.
Егор Чубарь:
"Хочется по приезду обратно в Курск самому сесть за стол и самому написать какие-нибудь стихотворения".
А сейчас бал и развлечения. По-истине дворянские. Мастер-класс по каллиграфии. Писали гусиным пером. Многие гости невольно вспомнили Льва Николаевича Толстого. Его почерк был настолько неразборчивым, что супруга переписывала произведения своей рукой. Для издателей.
Анна Малыхина:
"- Сильная женщина.
- На самом деле - сложно. Хотелось бы побольше мероприятий в нашем городе таких".
К слову, Лев Николаевич и Афанасий Афанасьевич были друг другу не чужими людьми. Их связывали двадцать лет дружбы. Толстой гостил в Воробьевке. Но сюда приезжали не только литераторы.
Сергей Проскурин, художественный руководитель Губернаторского камерного оркестра Курской области:
"В 1891 году, почти в это же время, в гостях у Фета был Петр Ильич Чайковский. В письмах я прочел, что Петр Ильич играл здесь на фортепиано свои произведения".
Символично, спустя практически полтора века, в усадьбе вновь звучит его музыка.
Оркестр обязательно играл на балах. Музыка звучала не только во время танцев, но и в перерывах.
Татьяна Ларина, корреспондент:
"После танцев дамы выходили на прогулку, чтобы немного освежиться. В этом случае веер становился не просто украшением, но и средством общения, с помощью которого передавали различные тайные знаки. Если дамы обменивались свежими новостями и вдруг видели кого-то в стороне, они показывали вот такой жест. Это означает: "Нас подслушивают".
Что же касается дел любовных - тоже были определенные знаки. Если девушке понравился кавалер, она передавала ему веер внешней стороной, если не понравился - внутренней.
После отдыха могли ждать другие развлечения: концерт именитых артистов, любительский спектакль. Для гостей ассамблеи показали "Мцыри" - постановку курского колледжа культуры. Дворяне 19 века и сами были не прочь что-нибудь изобразить - играли в "живые картины". Показывали пантомимы, изображая живописные сюжеты в полный рост. В усадьбе "живые картины" повсюду. Участникам пленера оставалось их увидеть. И перенести на холст.
Наталья Гладышко, художник:
"Столько цветов. Позади меня - кусты с розами, которые так шикарно пахнут. Эта атмосфера не может не вдохновлять. Столько красивых людей в костюмах, нарядах".
Татьяна Ларина, корреспондент:
"Подобные вечера любил и сам Афанасий Афанасьевич Фет. На одном из таких он познакомился с Марией Лазич. Ей было суждено стать его вечной музой, главной героиней фетовской любовной лирики".
И пусть это знакомство произошло далеко от Воробьёвки, наверняка, поэт не раз вспоминал Марию в своей "маленькой Швейцарии" - так усадьбу называл сам Фет. Именно здесь он встречал самые красивые рассветы и провожал закаты. Полюбовались уходящим солнцем и гости фетовской ассамблеи.