Группировка "Север" обратилась к россиянам: если у вас есть родственники по ту сторону фронта, спасите их от гибели.
- Каждый из вас должен понимать, что наличие родственника на Украине - это обыденность, это естественный процесс. Мы тысячелетиями жили в одной стране, и это вполне логично, что у кого-то есть дяди, племянники двоюродные, троюродные братья, у кого-то там остались родители.
Евгений Донец:
- Это не робот. Живой человек. Наш. У него тоже есть братья, племянники, родители. Поэтому и голос изменен. И лицо не опознать. И именно поэтому он понимает тех, кого на данный момент считает противниками. Такое время. Сейчас.
- Достаточно просто написать в наш бот обратной связи - одно сообщение - и если вы этого не сделаете - вы на протяжении всей своей жизни будете жалеть об этом. И понимать - смерть близкого вам человека лежит на вашей совести... Сейчас у вас есть уникальная возможность им помочь.
Им - это украинским военнослужащим. Юного, среднего и вполне себе преклонного возраста. Пойманным ТЦК на улице.
- Человек вышел за кофем, а его повязалы. А може за сигаретом, а може на работу или после работы. И вяжуть и пакують.
Сколько таких взяла группировка Север.
- Я в канаве три дня просидел. И ждал эвакуации. Никто меня не...
- В 51 год - и давление и прочее - оно не дает прицелиться нормально, и проблемы еще с глазами.
- Ну и по дороге, когда мы бежали, меня трехсотил с дрона.
Этим повезло - они сами нашли способ сдаться. Так, чтобы свои не успели убить. А Евгения Беспорточного спасли... родственные связи. Двоюродная сестра. Она переехала в Россию еще до "майдана".
- Илария, вы с Северным ветром связались, и что?
- Написала им, и первое, что поразило - это обычное человеческое общение. Видно, что за тенью анонимных администраторов - живые люди, которые действительно переживают за судьбы обычных людей. И была удивлена, что их абсолютно не интересовала никакая личная информация обо мне - все вопросы касались лишь брата. Дальше началась кропотливая работа, подробности которой я не имею права разглашать.
- Не имеете - понятно. Но чем кончилось-то?
- Но в какой-то момент мне пришло сообщение, что организовали коридор, что Евгений вышел, были сложности, но он у нас. Всё хорошо, и все подробности будут позже. А позже не только мне, но и всей нашей родне дали возможность обменяться видеосообщениями с братом.
Просто и кратко: Жене дали коридор. И он вышел. Пока не к своим. К нашим.
- Он связался с нашими военнослужащими через бот обратной связи и благополучно вышел на российскую территорию. Да, сейчас у него статус военнопленного, да, он не находится на свободе, но Евгений - самое главное - в безопасности. Он обратился к Президенту РФ с просьбой предоставить ему политическое убежище в нашей стране.
- К Жене Беспорточному обратились самые близкие люди.
- Привет сынок. Узнали с видео, где ты находишься, мы очень рады, что ты принял правильное решение, сдался в плен. Мы тебя в этом поддерживаем и любим.
- Меня зовут Ника Вайд, и я записываю это видео для своего племянника Беспорточного Евгения из Харькова. Женя, я очень рада, что ты остался живой, и ты сделал правильный выбор, что ты обратился к россиянам и сдался в плен. И мы все хотим попросить тебя, чтобы ты не возвращался в Украину, пожалуйста!
Чат-бот "Северного ветра" - путь спасения для тех, кто не запятнал себя военными преступлениями. Да, проверки будут. Но многие не побоялись их пройти. История Жени - не уникальна.
- Мы помогли уже десяткам украинских граждан избежать мобилизации. Выехать за пределы страны - как на территорию Российской Федерации, так и в страны ЕС, в Турцию. Мы помогаем им спасти свою жизнь, мы помогаем им спастись от произвола киевских нацистов.
Украинским военнослужащим дают подсказку: связь с российскими военными через родственников более безопасна. Так у командования ВСУ меньше подозрений.
Лариса Шеслер, председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины (СППУ):
- Если официальный канал Красного Креста Украины говорит о том, что к ним обратились семьи 400 тысяч военнослужащих, пропавших без вести, это говорит о том, что: во-первых, Украина не признает их погибшими; во-вторых, 400 тысяч на самом деле погибли. Но вот этот масштаб, который невозможно скрыть, он и заставляет всех родственников мобилизованных искать какие-то выходы. Ну, и в том числе, выходом является сдаться в плен.
Операция по спасению - непричастных к зверствам - продолжается. Для участия требуется совсем немного.
- Короткое сообщение в Телеграм, что моего родственника мобилизовали в ВСУ - что делать?
Сообщения от украинских военнослужащих и их родственников в чат-бот "Северного ветра" приходят каждый день. И таких историй будет - счастливыми их, наверно, не назовешь... но это истории с будущим. И их будет еще немало.