Анжелика Гурова, корреспондент:
"Здесь, в римско-католическом храме Успения Божией Матери, органная музыка звучит необыкновенно. Все дело в акустике, которая и создана для самого органа. Программа концерта уникальная".
За органом — солист Курской филармонии Тимур Халиуллин. Звучат произведения Баха, Бетховена, Штрауса... и нашего выдающегося земляка. Композиция Георгия Свиридова — в исполнении дуэта. К Тимуру Халиуллину присоединяется его друг и коллега Юрий Полосьмаков. "Время, вперед!".
Укротить орган в четыре руки и четыре ноги — сложнее, чем в одиночку.
Юрий Полосьмаков, пианист, солист Санкт-Петербургской филармонии:"Есть еще такая состязательность между самими музыкантами, распределение ролей, конечно, которое композитор указал — кто-то аккомпанирует, кто-то солирует. Плюс — переключение тембров, создание объемного звучания — праздничного, сочного или где-то камерного. Оно, конечно, требует дополнительных затрат".
...в том числе физических. Интересный факт: некоторые произведения для органа создавались только для тренировки ног музыканта. Прародителем короля музыкальных инструментов считают волынку. Устройство духовых схоже.
С испанским "родственником" органа или "гайтой" курян познакомил Никита Кобзарь из Белгорода.
Никита Кобзарь, волынщик:"Внутри у нас двухлопастная трость, которая при воздействии давления начинает вибрировать, создавать звук, а мензура понтейра, в данном случае — это трубка, можно сравнить ее с флейтой, можно с гобоем сравнить — по своей конструкции, мензуре. Она преобразует звучание в то, что мы слышим уже в итоге".
Орган в католическом храме находится напротив алтаря. То есть у зрителя за спиной. Но теперь гости могут следить за органистом. Происходящее за инструментом транслируется на экран. Это нововведение Тимура Халиуллина.
Тимур Халиуллин, солист Курской государственной филармонии:"Вот здесь, прямо под клавиатурой, у меня есть камера. Направлена на ноги, на руки. И на алтаре наши слушатели могут видеть на экране трансляцию всего, что происходит здесь, на хорах".
Орган, благодаря диапазону звучания и богатству тембров, может заменить целый оркестр. Цифровой инструмент не уступает в этом духовому. И открывает перед музыкантами уникальную возможность — экспериментировать.