Алина Яценко:
«Конечно, был страх, что вдруг нас найдут. У меня это было в представлении. Я, конечно же, пускала слезы, но я знала, что мой папа вернется. За всеми нами. И спасет нас из этой Суджи.»
В летний день на берегу реки все вместе — мама, папа, Алина, ее сестра и младшие братья. Играют в мяч, смеются. Мальчишки отошли к реке, забросили удочки... Кажется, клюёт! А девчонки секретничают с мамой. О таком обычном дне Алина мечтала, сидя в холодном подвале родного дома. Она верила, всё будет хорошо. Папа их спасет. Шестого августа Роман Яценко был по работе в Москве. Когда боевики ВСУ вторглись в Курскую область, связь с его родными оборвалась. Виктория чудом дозвонилась до мужа.
Виктория Яценко:
«Я дверь открываю, а у нас завис черный дрон, выйти нельзя. Неизвестно, скинет он что-то или нет, рисковать было нельзя. Я руку вытянула с порога, не было ни гудков — ничего. Тишина. И на другой стороне линии он ответил.»
Уже на следующий вечер многодетный отец был в Большесолдатском районе. Затем отправился пешком до Суджи — по лесопосадкам и полям. Под обстрелами. Кадры 24-го года. Роман воссоединился с семьёй. Вспоминает пройденный путь — как скрывался от украинского снайпера.
Роман Яценко:
«Он меня увидел, где газозаправочная станция, открыл огонь на поражение. Попало в газовую станцию, газ пошел. Потом ползком я пробрался за ангар, где строительный магазин, так и вышел. Два раза прятался от дронов.»
Прошёл год. Опасность позади. Но Роман помнит тот роковой август.
Роман Яценко:
«Без детей я, конечно, не представлял своей жизни. А зачем тогда жить без них? Смысл моего пребывания тогда здесь? Я считаю, что его нет. Внутри умер. Помолился Богам... Всё, принимайте меня. Все до минуты помню: как шел, каждые пятьдесят метров — все запечатлелось в памяти.»
Сердце забилось вновь, когда подошел к родному дому. Стены на месте, крыша цела... Подал знак, ребята услышали.
— А что за знак?
— Я обычно вот так стучу, а не так. "Папа, папа". Они услышали. Выбежали, обнялись, слезу пустили такую быструю. Говорю: "Бегом сборы".
Многодетный отец разработал свою тактику выживания. Из дома выходили друг за другом. Держались на расстоянии около двух метров. Были команды на случай обстрела. Ложиться, разбегаться — приказы не обсуждались.
И тактика Романа сработала. На выходе из города по детям и супруге открыли огонь. Семья Яценко выбралась невредимой...
Роман Яценко:
«У каждого мужчины...каждому в жизни дается экзамен. Я думаю, что свой экзамен я прошел. Я сдал его на пятерку.»
Телеканал "Russia Today" выпустил ролик о мужестве Романа Яценко. История его подвига известна далеко за пределами нашей страны. Сам многодетный отец героем себя не считает. Главной наградой, рассказывает Роман, для него стали слова младшей дочери Анны: "Я буду рассказывать о тебе своим детям". Но до этого пока далеко. Из ближайшего — подготовка к школе. А пока совместный отдых.
— Вот ради таких моментов и живешь. Согласен?
— Угу.