23 автомобиля — часть бесценной коллекции музея «Ленрезерва». Эти машины когда-то бегали по дорогам страны. Их отреставрировали, придав им выставочный вид. Из Северной столицы они приехали своим ходом.
Анатолий Бернштейн, директор Патриотического объединения «Ленрезерв»:
— Мы специально привезли не только технику нашу, но и привезли ту технику, которую поставляли нам по ленд-лизу. Потому что мы считаем, что переписывать историю нельзя. Если она была, то надо показывать и рассказывать обо всем.
Маша и Миша. Облюбовали советскую вариацию «Виллиса» — Газ 67. Детям интересно. Мама рядом — рассказывает историю семьи.
Юлия Реент:
— У на дедушка участвовал в курской битве. Погиб он под Берлином. Это сегодня мне наша бабушка позвонила и сказала, что возле цирка выставка техники. Мы быстро собрались и пришли посмотреть с детьми.
Михаил Реент:
— Мне понравились машины, мотоциклы и черная машина еще.
Черная машина — Газ м11. Элегантный легковой автомобиль. Его уважали руководители страны. Почетное место отвели другой легенде — «Катюше».
Александр Хинштейн, врио губернатора Курской области:
— Это настоящая боевая техника. Восемь с небольшим десятилетий назад на ней наши солдаты, наши командиры били врага. И сегодня она должна напоминать всем нам в прямом смысле слова — что такое сила русского оружия.
Сила, как ни странно, в деталях. Газогенератор. Диковинная часть ЗИС-21. Основное топливо — дрова. Деревяшки сжигали в печи.
— Неполное сгорание. Газ проходит два фильтра. И уже накапливается в той стороне, в той емкости, и через час машина была готова.
Народное название машины — «трехтонка». Возила тяжелые грузы. Броневик ба 64 иной судьбы. С ним хорошо в разведку. Маленький.
— У тебя коробка находится между ног. Рабочая температура 55 градусов. Это вот так. И едешь ты вот так. Запусти, пожалуйста. Ничего не видно вообще. Ты видишь только вперед.
И общий настрой был такой. «Только вперёд». С этим девизом советские солдаты шли в бой. Выставку приурочили к 82 годовщине победы в Курской битве. И место выбрали не случайное. На той же площади памятник, хоть и не военный. Два цирковых артиста. Они радовали зрителей. И были окружены смехом. Шуйдин выжил на Огненной дуге. Никулин тоже фронтовик. Два клоуна. Прошедшие войну. И знавшие цену жизни.